Проповедь на Преображение Господне

«Проповедь на Преображение Господне»
(Протоиерей Игорь Гагарин
настоятель храма Святого Иоанна Предтечи с. Ивановское.
19 августа 2016 года)
 
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите…»(1Сол.5:16-18) — вот три пожелания апостола Павла каждому из нас. Радость, молитва и благодарность — три состояния, в которых нам надо стремиться всегда пребывать. Как же так, спросят меня, разве возможно одновременно пребывать в трех состояниях?

Проповедь настоятеля храма Святого Иоанна Предтечи села Ивановское (вблизи Черноголовка) Московской области протоиерея Игоря Гагарина на Преображение Господне.Вообще-то может. Например, печаль о своих грехах и радость о бесконечном милосердии Божием умещаются в одном сердце и не только не мешают, а усиливают друг друга. В связи с этим мне вспоминается удивительное признание св. Иоанна Кронштадтского. Он говорит, что во время Божественной литургии ощущает себя грешнейшим из всех людей на земле, и в то же время — счастливейшим на свете человеком. Однако молитва, радость и благодарность действительно не три, а одно состояние. Благодарность и радость всегда неразлучны между собою. Когда же они обращены к Богу, то претворяются в молитву, и это самая прекрасная молитва на свете.
 
Молиться, радоваться, благодарить, как уже сказано, мы призваны всегда и всюду. Просыпаясь и засыпая, куда бы мы ни шли, чем бы мы ни занимались — все должно быть проникнуто благодарностью, а значит — и радостью. Но нет более угодной Богу формы благодарности, чем та, которая совершается на Божественной литургии. Это высшее проявление благодарности.
 
По-настоящему благодарить может, однако, только тот, кто знает, за что благодарит. Знаем ли мы? Вроде бы и знаем. Если мы не слепы, то видим, как много доброго, светлого, прекрасного вокруг нас…
 
Если не слепы, то видим. Впрочем, то и дело приходится каяться если не в слепоте, то уж в близорукости. И не к нам ли порой можно отнести горький упрек Господа: «…они своими глазами смотрят, и не видят…»(Мк.4:12). На самом деле все наполнено любовью Божией. Мы видим красоту человеческих лиц, цветов и деревьев, слышим пение птиц, прекрасную музыку, наслаждаемся вкусом «хлеба насущного»… Впрочем, разве перечислишь все прекрасное, что окружает человека. Вот только так часто забывает он, что все это — проявление Божественной любви. Подобно тому, как мы с вами, любя кого-то, стремимся выразить свою любовь тем или иным образом, так красота, цвет, вкус, аромат, гармония звуков, доброе человеческое слово, обращенное к нам, — это образы любви Бога к человеку.
 
И все же, если наша благодарность относится лишь ко всем названным благам, то возникает вопрос, и вопрос достаточно горький. Ведь мы лишимся всего этого рано или поздно. Ведь даже самый благополучный из людей, наделенный «многими летами», дойдя до какой-то черты, начинает одно за одним утрачивать многое из того, чем дорожат люди. Уходит здоровье, скудеют силы, теряются зрение и слух, слабеет память — стоит ли дальше перечислять все утраты, которыми сопровождается наша жизнь. В конце концов и сама она тоже утрачивается. И чаще всего достаточно мучительно и болезненно. Как же, выходит, и благодарить за все то, что в конце концов будет отнято? Тогда уже и «даром» это не назовешь. Ведь даже мы, подарив кому-то что-то, не отнимаем назад. А здесь!..
 
Именно к таким выводам неизбежно и приходит тот, кто не умеет разглядеть сквозь временное Вечное. Вся сладость и красота этого мира в конце концов обернутся горечью, если мы не научимся видеть в них лишь отблеск Небесной красоты. Прекрасно писал об этом Владимир Соловьев:

«Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами —
Только отблеск, только тени
От незримого очами?»

Для того и пришел в мир Господь Иисус Христос, чтобы сказать нам о Царстве совершенной Любви, Красоты, Истины и Добра, о Царстве Небесном. И не только сказать, но и показать его в Себе Самом.
 
В те недолгие годы, которые провел Он, живя на земле, люди, общавшиеся с Ним, видевшие чудеса, которые Он совершал, слышавшие слова Его, ощущали Его необыкновенную силу и красоту. Впрочем, Царство Небесное, пребывавшее в Нем, было сокровенно. Лишь однажды на несколько мгновений дал Он троим из учеников увидеть своими глазами то сияние Вечной Жизни, которое в конце концов ожидает каждого из нас, если устоим в вере. Завтра Православная Церковь будет вспоминать об этом событии, празднуя Преображение Господне. Тогда Господь, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, поднялся с ними на высокую гору: «И преобразился пред ними: и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет»(Мф.17:2).
 
«Господи! хорошо нам здесь быть…», — вырвалось из восхищенного сердца апостола Петра. За этими скупыми словами — самая сильная радость, которую может пережить человек на земле. Увидеть уже здесь и сейчас сияние Вечной Красоты, Силу и Славу Царства Небесного в такой мере, как увидели на Фаворе апостолы, дано не многим. Впрочем, Церковь таких людей знает. Среди них — преподобные Симеон Новый Богослов, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Силуан Афонский… Но каждый из нас может в какой-то мере приобщиться этому опыту. И мы должны к тому стремиться. Каждая литургия, каждая Евхаристия, каждое Причастие — возможность в той или иной мере оторваться от земли и увидеть То, ради Чего стоит жить, не боясь никаких потерь и утрат.

Господи, хорошо нам здесь быть!

Аминь.

Источник:
Информационный портал Богородское благочиния
— bogorodsk-blago.ru