Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский (Фессалоникийский).
Проповедь протоиерея Андрея Фёдорова.
Храм Святителя и Чудотворца Николая (село Макарово).
Евангелие от Марка
(глава 2 стихи 1 – 12)
Церковнославянский | Синодальный | ||
2:1 | И вниде паки въ капернаумъ по днехъ: и слышано бысть, яко въ дому есть. | Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. | |
2:2 | И абiе собрашася мнози, якоже ктому не вмещатися ни при дверехъ: и глаголаше имъ слово. | Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. | |
2:3 | И прiидоша къ нему носяще разслабленна [жилами], носима четырьми: | И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; | |
2:4 | и не могущымъ приближитися къ нему народа ради, открыша покровъ, идѣже бѣ, и прокопавше свѣсиша одръ, на немже разслабленный лежаше. | и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. | |
2:5 | Видѣвъ же Иисусъ вѣру ихъ, глагола разслабленному: чадо, отпущаются тебѣ грѣси твои. | Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. | |
2:6 | Бяху же нѣцыи от книжникъ ту седяще и помышляюще въ сердцахъ своихъ: | Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: | |
2:7 | что сей тако глаголетъ хулы? кто можетъ оставляти грѣхи, токмо единъ Богъ? | что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? | |
2:8 | И абiе разумѣвъ Иисусъ Духомъ своимъ, яко тако тiи помышляютъ въ себѣ, рече имъ: что сiя помышляете въ сердцахъ вашихъ? | Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? | |
2:9 | что есть удобѣе? рещи разслабленному: отпущаются тебѣ грѣси? или рещи: востани, и возми одръ твой, и ходи? | Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? | |
2:10 | но да увѣсте, яко власть имать Сынъ человѣческiй на земли отпущати грѣхи: глагола разслабленному: | Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: | |
2:11 | тебѣ глаголю: востани, и возми одръ твой, и иди въ домъ твой. | тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. | |
2:12 | И воста абiе, и вземъ одръ, изыде предъ всѣми: яко дивитися всѣмъ и славити Бога, глаголющымъ, яко николиже тако видѣхомъ. | Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали. |
(глава 1 стих 10 – глава 2 стих 3)
Церковнославянский | Синодальный | ||
1:10 | И [паки]: въ началѣ ты, Господи, землю основалъ еси, и дѣла руку твоею суть небеса: | И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; | |
1:11 | та погибнутъ, ты же пребываеши: и вся, якоже риза, обетшаютъ, | они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, | |
1:12 | и яко одежду свiеши ихъ, и измѣнятся: ты же тойжде еси, и лѣта твоя не оскудѣютъ. | и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся. | |
1:13 | Кому же от ангелъ рече когда: сѣди о десную мене, дондеже положу враги твоя подножiе ногъ твоихъ? | Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? | |
1:14 | Не вси ли суть служебнiи дуси, въ служенiе посылаеми за хотящихъ наслѣдовати спасенiе? | Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? | |
2:1 | Сего ради подобаетъ намъ лишше внимати слышаннымъ, да не когда отпадемъ. | Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. | |
2:2 | Аще бо глаголанное ангелы слово бысть извѣстно, и всяко преступленiе и ослушанiе праведное прiятъ мздовоздаянiе: | Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, | |
2:3 | како мы убѣжимъ, о толицѣмъ нерадивше спасенiи, еже зачало прiемь глаголатися от Господа, слышавшими въ насъ извѣстися, | то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, |
(глава 10 стихи 9 – 16)
Церковнославянский | Синодальный | ||
10:9 | Азъ есмь дверь: Мною аще кто внидетъ, спасется: и внидетъ и изыдетъ, и пажить обрящетъ. | Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. | |
10:10 | Тать не приходитъ, развѣ да украдетъ и убiетъ и погубитъ: Азъ прiидохъ, да животъ имутъ и лишше имутъ. | Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. | |
10:11 | Азъ есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагаетъ за овцы: | Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. | |
10:12 | а наемникъ, иже нѣсть пастырь, емуже не суть овцы своя, видитъ волка грядуща, и оставляетъ овцы, и бѣгаетъ: и волкъ расхититъ ихъ, и распудитъ овцы: | А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. | |
10:13 | а наемникъ бѣжитъ, яко наемникъ есть, и нерадитъ о овцахъ. | А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. | |
10:14 | Азъ есмь пастырь добрый: и знаю Моя, и знаютъ Мя Моя: | Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. | |
10:15 | якоже знаетъ Мя Отецъ, и Азъ знаю Отца: и душу Мою полагаю за овцы. | Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. | |
10:16 | И ины овцы имамъ, яже не суть от двора сего: и тыя Ми подобаетъ привести, и гласъ Мой услышатъ: и будетъ едино стадо и единъ Пастырь. | Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. |
(глава 9 стихи 1 – 7)
Синодальный | Церковнославянский | ||
7:26 | Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, | Таковъ бо намъ подобаше Архiерей: преподобенъ, незлобивъ, безскверненъ, отлученъ от грѣшникъ и вышше небесъ бывый, | |
7:27 | Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. | Иже не имать по вся дни нужды, якоже первосвященницы, прежде о своихъ грѣсѣхъ жертвы приносити, потомъ же о людскихъ: сiе бо сотвори единою, Себе принесъ. | |
7:28 | Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного. | Законъ бо человѣки поставляетъ первосвященники, имущыя немощь: слово же клятвенное, еже по законѣ, Сына во вѣки совершенна. | |
8:1 | Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах | Глава же о глаголемыхъ: такова имамы Первосвященника, Иже сѣде о десную престола величествiя на небесѣхъ, | |
8:2 | и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек. | святымъ служитель и скинiи истиннѣй, юже водрузи Господь, а не человѣкъ. |