17 марта 2017 года – пятница 3-й седмицы Великого поста

17 марта 2017 года.
Пятница. Седмица 3-я Великого поста.

 
Проповедь протоиерея Вячеслава Перевезенцева.
Храм Святителя и Чудотворца Николая (село Макарово). Пятница 3-й седмицы Великого поста.Пятница 3-й седмицы Великого поста.

 
Признак скудоумия.

Готовлюсь к вечерней литургии Преждеосвященных Даров, читаю сегодняшний отрывок из книги Притч:
 
«Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит»(Притч.11:12).
 
Казалось бы, именно в седмицу святителя Григория Паламы, когда мы так много говорили о молчании (как же нелепо это звучит), эта библейская мудрость особенно к месту. Больше молчи, следи за собой, не осуждай и т. д. – это азы духовной жизни. Но, ведь есть и другое – «если брат твой согрешает…», а еще, пусть не библейское, но слова свт. Григория Богослова: «Молчанием предается Бог». Да, эту фразу любят повторять фанатики и сектанты, но разве она от этого меняет свой смысл.
 
Сейчас много разговоров о том, что не все ладно в нашем церковном доме. Кто-то, возмущается теми, кто поднимает и обнажает в публичном пространстве эти проблемы, кто-то возмущается теми, кто не хочет эти проблемы видеть или, хотя бы, публично о них говорить. Диалога не получается. И вот, мне кажется, важным условием для того, чтобы он все-таки получился является то, о чем мы сегодня услышим за вечерним богослужением. Не должно быть презрения. Мы можем быть не согласны друг с другом, иногда очень сильно и принципиально, но мы не должны друг друга презирать, потому, что это признак скудоумия, а со скудным умом ничего доброго не построишь.

Публикация прот. Вячеслава Перевезенцева
от 17 марта 2017 года на www.facebook.com

Книга пророка Исаии (глава 13 стихи 2 – 13)

  Церковнославянский   Синодальный
13:2 На горѣ польнѣй воз­двигните знаменiе, воз­несите гласъ имъ, не бойтеся, по­ущайте рукою, от­верзите, князи.   Поднимите знамя на открытой горе, возвысьте голос; махните им рукою, чтобы шли в ворота властелинов.
13:3 Азъ повелѣваю, освящен­ни суть: и азъ веду ихъ, исполини идутъ исполнити ярость мою раду­ю­щеся, вкупѣ и укаряюще.   Я дал повеление избранным Моим и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих, торжествующих в величии Моем.
13:4 Гласъ языковъ многихъ на горахъ, подобенъ языковъ многихъ, гласъ царей и языковъ собрав­шихся: Господь Саваоѳъ заповѣда языку оружеборцу   Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе: Господь Саваоф обозревает боевое войско.
13:5 прiити от­ земли издалеча, от­ края основанiя небесе, Господь и оружеборцы его, растлити всю вселен­ную.   Идут из отдаленной страны, от края неба, Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю.
13:6 Рыдайте: близъ бо день Господень, и сокрушенiе от­ Бога прiидетъ:   Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего.
13:7 сего ради всяка рука разслабѣетъ, и всяка душа человѣча убо­ит­ся,   Оттого руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло.
13:8 и смятут­ся послы, и болѣзни прiимутъ я яко жены раждающiя: и поскорбятъ другъ ко другу, и ужаснут­ся, и лице свое яко пламень измѣнятъ.   Ужаснулись, судороги и боли схватили их; мучатся, как рождающая, с изумлением смотрят друг на друга, лица у них разгорелись.
13:9 Се бо, день Господень грядетъ неисцѣльный, ярости и гнѣва, положити вселен­ную [всю] пусту и грѣшники погубити от­ нея.   Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее.
13:10 Звѣзды бо небесныя и орионъ и все украшенiе небесное свѣта сво­его не дадятъ, и помрачит­ся солнце воз­сiявающее, и луна не дастъ свѣта сво­его.   Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим.
13:11 И заповѣмъ всей вселен­нѣй злая и нечестивымъ грѣхи ихъ, и погублю укоризну беззакон­ныхъ и укоризну гордыхъ смирю:   Я накажу мир за зло, и нечестивых – за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей;
13:12 и будутъ остав­шiи честнiи паче, нежели злато нежженое, и человѣкъ честенъ будетъ паче, нежели камень, иже от­ суфира.   сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи – дороже золота Офирского.
13:13 Разъярит­ся бо небо, и земля потрясет­ся от­ основанiй сво­ихъ, за ярость гнѣва Господа Саваоѳа въ день, въ оньже прiидетъ ярость его.   Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его.

Книга Притчей Соломоновых
(глава 10 стих 31 – глава 11 стих 12)

  Церковнославянский   Синодальный
10:31 Уста праведнаго каплютъ премудрость, языкъ же неправеднаго погибнетъ:   Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется.
10:32 устнѣ мужей праведныхъ каплютъ благодати, уста же нечестивыхъ развращают­ся.   Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых – развращенное.
11:1 Мѣрила льстивая мерзость предъ Господемъ, вѣсъ же праведный прiятенъ ему.   Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему.
11:2 Идѣже аще внидетъ досажденiе, тамо и безчестiе: уста же смирен­ныхъ по­учают­ся премудрости.   Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными – мудрость. [Праведник, умирая, оставляет сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых.]
11:3 Умираяй праведникъ остави раскаянiе, удобна же бываетъ и посмѣятелна нечестивыхъ погибель.   Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их.
11:4 Совершен­ство правыхъ наставитъ ихъ, и поползновенiе от­рицающихся плѣнитъ ихъ. Не упользуютъ имѣнiя въ день ярости: правда же избавитъ от­ смерти.   Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.
11:5 Правда непорочнаго исправляетъ пути, нечестiе же впадаетъ въ неправду.   Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего.
11:6 Правда мужей правыхъ избавитъ ихъ, безсовѣтiемъ же уловляют­ся беззакон­нiи.   Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим.
11:7 Скончав­шуся мужу праведну, не погибнетъ надежда: похвала же нечестивыхъ погибнетъ.   Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает.
11:8 Праведный от­ лова убѣгнетъ, въ негоже мѣсто предает­ся нечестивый.   Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый.
11:9 Во устѣхъ нечестивыхъ сѣть гражданомъ, чув­ст­во же праведныхъ благопоспѣшно.   Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются.
11:10 Во благихъ праведныхъ исправит­ся градъ, и въ погибели нечестивыхъ радованiе.   При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество.
11:11 Въ благословенiи правыхъ воз­высит­ся градъ, усты же нечестивыхъ раскопает­ся.   Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается.
11:12 Ругает­ся гражданомъ лишен­ный разума, мужъ же мудръ безмолвiе водитъ.   Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.
 
Ввернутся в рубрику:
Проповеди в 2017 году »