Собор святых Вселенских учителей и святителей
Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
Проповедь протоиерея Вячеслава Перевезенцева.
Храм Святителя и Чудотворца Николая (село Макарово).
Апология тоски.
Притча о блудном сыне дает нам возможность задуматься над очень многими важными вещами. Помню, как в прошлом году именно в ней я нашел для себя ответы связанные с непростыми вопросами воспитания и нашего отношения к уже взрослеющим детям.
А сегодня, точнее накануне, готовясь к неделе о блудном сыне, вот, что мне подумалось. Одной из важных тем этой притчи является образ «страны далекой» в которую ушел от Отца младший сын. Эта та самая страна, на реках Вавилонских, про которую пели в 136 псалме плененные израильтяне. Это, та самая страна, в которой пребываем мы все, даже если не осознаем этого. Именно про это писал о. Александр Шмеман: «Человек, котоpый никогда этого не испытал, хотя бы только немного, котоpый никогда не почyвствовал, что он изгнан от Бога, от настоящей жизни, никогда не поймет, о чем говоpит хpистианская веpа. И тот, кто чyвствyет себя совеpшенно «дома» в этом миpе, кто никогда не испытал мyчительной тоски по дpyгой Пpавде, никогда не поймет, что такое pаскаяние». Многие из нас очень хорошо понимают о чем идет речь, особенно те из нас, кто приходил к Богу, к вере из безбожия с его пустотой и бессмыслицей. И вот мне подумалось, а если человек, подобно старшему сыну никогда не покидал Отчего дома, всегда был рядом с Ним, может ли он почувствовать это изгнание, эту тоску, эту неудовлетворенность? Не находится ли он, в силу своего положения, в трудной, а может быть даже опасной ситуации? Как ее избежать? Как сделать так, чтобы живая вера, которая во многом питается этим чувством отделенности, утраты, тоски, именно про это, как мне думается, слова ап. Павла, которые мы также слышали вчера за Литургией, «мы не имеем здесь пребывающего града, но грядущего взыскуем»(Евр.13:14), не превратилась в религию. В данном случае я понимаю под этим словом установку человека на то, что бы сделать как можно комфортней и уютней свою жизнь здесь на земле с помощью потусторонних сил, например Бога. Именно в этом смысле фарисей из притчи прошлого воскресенья(Мф.18.9-14) был человеком вполне религиозным, немало потрудившийся для этого, а мытарь нет. Но у мытаря была вера, была жажда измениться, стать другим, тоска по этому другому бытию. Господь, как мы помним, похвалил фарисея, но сказал, что мытарь ушел домой более оправданным. Именно в этом смысле, как недавно точно подметила Т.Касаткина, можно понимать слова Христа: «Если не будите как дети, не войдете в Царство Небесное»(Мф.18:3). Дети тоскуют по другому миру, по миру взрослому, они не удовлетворены собой, они хотят расти, меняться. И это с ними происходит неизбежно, они обречены на изменение, а вот мы, взрослые, можем это делать только по желанию, прикладывая усилия. У русских скаутов есть замечательная молитва, с которой они начинают каждый свой день: «Господи, помоги мне, чтобы я сегодня был лучше, чем вчера!» Это очень детская и христианская молитва, а мы часто молимся похоже, но совсем иначе: «Господи, помоги мне, чтобы моя жизнь (здоровье, благополучие, безопасность и т.д.) сегодня, стала лучше, чем вчера!». Согласитесь это не одно и тоже.
Как видим неудовлетворенность, неустроенность, тоска играют важную роль в духовной жизни. Важно, конечно, что нас не устраивает и о чем мы тоскуем. Но ведь мы точно знаем, что тоска это плохо, она может привести к унынию, а это грех, и даже к отчаянию, а это смертный грех. Так вот чтобы этого не случилось, хорошо бы научится наделять ее правильным смыслом. Вот, в психотерапии есть такой прием – нужно взять какие-нибудь личные недостатки, например, супруга или свои, и попытаться найти в них позитивный смыл. Бестактный, за то – искренний; неусидчивый, за то – активный; забывчивый, за то – не злопамятный и т. д. Нечто похожее можно делать и со своей тоской. Плохо мне, тошно, ничего не хочется и все не нравится, но это ведь потому, что Бог далеко, что заблудился я, что потерялся в этой «стране далекой», но ведь есть и у меня Отчий дом и это и меня ждет Отец, хотя я и «согрешил против неба и Него». Конечно, для этого «надо придти в себя», это вообще может быть самая важная задача духовной жизни. Чего я всем нам и желаю.
В свете этих размышлений совершенно по другому прочитал замечательный Чеховский рассказ «Тоска», и как это почти всегда у Чехова, увидел в нем не только боль одиночества, но и надежду на Встречу.
«Опять он одинок, и опять наступает для него тишина… Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой. Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски… Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, ее не видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем…»
Многие вопросы, поставленные мной в этом тексте, без ответа, так у меня и нет этих ответов. Думайте, ищите, дерзайте. Это тоже признак детства – вопрошать, а тот, кто думает, что все знает, скорее всего, далек от Царства Небесного.
Публикация о. Вячеслава Перевезенцева
от 13 февраля 2017 года на www.facebook.com
Церковнославянский | Синодальный | ||
15:11 | Рече же: человѣкъ нѣкiй имѣ два сына: | Еще сказал: у некоторого человека было два сына; | |
15:12 | и рече юнѣйшiй ею {от нихъ} отцу: отче, даждь ми достойную часть имѣнiя. И раздѣли има имѣнiе. | и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. | |
15:13 | И не по мнозѣхъ днехъ собравъ все мнíй сынъ, отъиде на страну далече, и ту расточи имѣнiе свое, живый блудно. | По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. | |
15:14 | Изжившу же ему все, бысть гладъ крѣпокъ на странѣ той, и той начатъ лишатися. | Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; | |
15:15 | И шедъ прилѣпися единому от житель тоя страны: и посла его на села своя пасти свинiя. | и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; | |
15:16 | И желаше насытити чрево свое от рожецъ, яже ядяху свинiя: и никтоже даяше ему. | и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. | |
15:17 | Въ себе же пришедъ, рече: колико наемникомъ отца моего избываютъ хлѣбы, азъ же гладомъ гиблю? | Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; | |
15:18 | Воставъ иду ко отцу моему, и реку ему: отче, согрѣшихъ на небо и предъ тобою, | встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою | |
15:19 | и уже нѣсмь достоинъ нарещися сынъ твой? сотвори мя яко единаго от наемникъ твоихъ. | и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. | |
15:20 | И воставъ иде ко отцу своему. Еще же ему далече сущу, узрѣ его отецъ его, и милъ ему бысть, и текъ нападе на выю его, и облобыза его. | Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. | |
15:21 | Рече же ему сынъ: отче, согрѣшихъ на небо и предъ тобою, и уже нѣсмь достоинъ нарещися сынъ твой. | Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. | |
15:22 | Рече же отецъ къ рабомъ своимъ: изнесите одежду первую и облецыте его, и дадите перстень на руку его и сапоги на нозѣ: | А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; | |
15:23 | и приведше телецъ упитанный заколите, и ядше веселимся: | и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! | |
15:24 | яко сынъ мой сей мертвъ бѣ, и оживе: и изгиблъ бѣ, и обрѣтеся. И начаша веселитися. | ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. | |
15:25 | Бѣ же сынъ его старѣй на селѣ: и яко грядый приближися къ дому, слыша пѣнiе и лики: | Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; | |
15:26 | и призвавъ единаго от отрокъ, вопрошаше: что [убо] сiя суть? | и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? | |
15:27 | Онъ же рече ему, яко братъ твой прiиде: и закла отецъ твой телца упитанна, яко здрава его прiятъ. | Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. | |
15:28 | Разгнѣвася же, и не хотяше внити. Отецъ же его изшедъ моляше его. | Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. | |
15:29 | Онъ же отвѣщавъ рече отцу: се толико лѣтъ работаю тебѣ, и николиже заповѣди твоя преступихъ, и мнѣ николиже далъ еси козляте, да со други своими возвеселился быхъ: | Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; | |
15:3 | егда же сынъ твой сей, изъядый твое имѣнiе съ любодѣйцами, прiиде, заклалъ еси ему телца питомаго. | а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. | |
15:3 | Онъ же рече ему: чадо, ты всегда со мною еси и вся моя твоя суть: | Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, | |
15:3 | возвеселитижеся и возрадовати подобаше, яко братъ твой сей мертвъ бѣ, и оживе: и изгиблъ бѣ, и обрѣтеся. | а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. |