«О мелочности». Притча «о немилосердном заимодавце»

Притча, которая сегодня читалась за воскресной божественной литургией, Untitled конечно же, о прощении. Заканчивается она словами Спасителя: «Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18.35). Да и говорит Христос эту притчу в ответ на вопрошание ап. Петра: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня?» (Мф. 18.21). Но я хотел бы сегодня, в связи с этой евангельской притчей, сказать несколько слов о другом.
 
Заимодавец, которому было прощено несказанно много, не смог простить своему товарищу сущий пустяк. Кто-то может сказать, что так в жизни не бывает, уж больно мерзко выглядит этот человек, который вместо того, чтобы ликовать от радости, что чудом избежал долговой ямы, сам загоняет в нее своего друга. Тем самым в нем проявился целый набор человеческих пороков. Тут и страшная неблагодарность, и жестокость, и жадность, и глупость, и мелочность. Вот на этом последнем пороке, мелочности, я бы и хотел сегодня остановиться.
На первый взгляд, мелочность — такой вроде бы незначительный, незаметный порок, так и хочется сказать — мелкий. Но вот кто-то сказал, что мелочность — визитка мелких людей. Большой человек, оставивший после себя в этой жизни какой-то след, вряд ли будет без недостатков, но, скорее всего, среди его недостатков не будет мелочности.
 
Суть этого порока хорошо раскрывает старый одесский анекдот. Раздается звонок в дверь. Ее открывает молодой человек, которого спрашивают:
   — Не вы ли вчера на море спасли моего маленького сына?
   — Да, это был я.
   — А где же кепочка?
 
Но мелочность в нашей жизни проявляется чаще всего не в таком комическом виде, она рядится совсем в другие одежды. И, конечно, одежды эти весьма пристойны. Например, принципиальность. Хорошо быть человеком с принципами? Несомненно. Беспринципность, очевидно, не красит человека. Вот и у евангельского заимодавца из притчи, скорее всего, были принципы. Он был убежден, что долги надо отдавать. Даже самые маленькие, даже если должен хороший приятель или друг. Закон такой.
 
Правда, такая принципиальность у мелочного человека имеет очень важную особенность: она имеет своим предметом других людей, а не себя. Вспоминается рассказ одного миссионера, который долгое время проповедовал среди какого-то африканского племени и решил проверить, как паства усвоила его уроки.
 
 Спрашивает он одного такого туземца:
   — Что есть зло?
   — Зло — это когда у тебя украли корову, — отвечает тот.
   — А что такое добро?
   — Добро — это когда я украл корову у соседа.
 
Опять смешно, но на деле все очень грустно и даже страшно. Так как такое кредо — навязать логику поведения, а самому от нее отказаться — исповедует всевозможная шпана и хулиганье. Но это несколько иная тема, вернемся к мелочности.
 
Мелочный человек, скрывающий свою мелочность за принципиальностью, с пеной у рта любит отстаивать свои принципы и делает это очень искренно. И бесполезно ему говорить, что если на одну чашу весов положить все его замечательные принципы, а на другую — прощение и любовь, то перевесит последняя.
 
И все же, как бы ни был незначителен это т человеческий порок — мелочность, его можно назвать иудиным грехом. Потому что Иуда был не только вор и предатель, он был еще и мелкой души человек, маскирующий эту свою мелочность за благочестивыми принципами. Это хорошо видно из истории, рассказанной ап. Иоанном, о том, как Мария, сестра Марфы, незадолго до Крестных страданий Спасителя помазала Его ноги миром. А Иуда возмутился такой тратой, сказав, что лучше было продать это миро и раздать нищим (Ин. 12. 1-7). Бережливость, забота о нищих — чем плохи эти принципы? Но в том -то и дело, что жадный и вороватый Иуда был уязвлен таким великодушием и щедростью Марии и не смог скрыть возмущения своей мелочной и, как сказано в одной из наших молитв, «несытой» души, найдя для этого благочестивый предлог.
 
В общем, не так уж и безобидна эта наша извечная мелочность. А если она соединяется, что неизбежно, с неблагодарностью, жадностью, жестокостью, глупостью, то получается гремучая смесь, превращающая нашу жизнь, и особенно жизнь наших близких, в ад.
 
Да, принципы необходимы, и чем тверже мы их держимся, тем лучше, но как бы нам не проглядеть за этой принципиальностью своей мелочности. Критерий очень прост и ясен. Принципы должны быть обращены в первую очередь на себя, а уж затем на ближних, если это вообще нужно. Ибо как бы ни были замечательны наши принципы, прощение, любовь и милосердие — выше, и именно на них мы должны строить свою жизнь, если хотим быть учениками Христа.

Протоиерей Вячеслав Перевезенцев,
настоятель Свято-Никольского храма села Макарово.

Источник:
Страничка о. Вячеслава Перевезенцева на www.facebook.com