Брачная история

Брачная история
Внимание! Ограничения по возрасту на просмотр фильма: 16+

Историй, которые заканчиваются счастливым браком, или, если быть точным, веселой свадьбой не мало. «И стали они жить-поживать, да добра наживать»… это конец не только многих сказок, но так заканчиваются и многочисленные романы и кинофильмы . Есть даже такой киножанр — романтическая мелодрама, который очень востребован, всем хочется побывать немного в сказке, окунуться в мир иллюзий и заветных фантазий, особенно в эти новогодние и рождественские дни. Но грезы, даже самые прекрасные, останутся всего лишь грезами, даже в эти дни.
 
Новый фильм Ноа Баумбака хотя и сделан на «фабрике грез» совсем не об этом. Хотя в фильме много эмоций, слез и улыбок, это совсем не очередная рождественская история о любви, а ровно наоборот. Это очень серьезная и где-то, даже трагическая, хотя совсем не мрачная история, про то как непросто удержать свою любовь, про то, как хрупко наше семейное счастье. Это история про развод. И хотя таких фильмов намного меньше, чем романтических мелодрам, их тоже не мало в мировом кино.
 
Тут можно вспомнить и классический фильм Майка Николса с Элизабет и Тэйлор и Ричардом Бертоном « Кто боитсся Вирджинии Вульф?» (1962 и, наверно, главный американский фильм на эту тему «Крамер против Крамера» (1979) с Дастином Хофманом и Мерил Стрип, и «Война супругов Роуз» (1989) с Майклом Дугласом и Кэтрин Тернер, а из более-менее недавних, хочется вспомнить замечательный иранский фильм «Развод Надера и Семин» (2011) Фархази. И в отечественном кино снимали фильмы на эту тему, я напомню лишь о блистательных Михаиле Ульянове и Ирине Купченко в фильме Никиты Михалкова «Без свидетелей» (1983).
 
Все эти фильмы объединяет не только тема, они и стилистически сделаны очень похоже. Два героя, муж и жена, непростые отношения, которые необходимо прояснить. Как? Через диалог. Это почти театральная история. Все происходит буквально на наших глазах, очень близко, поэтому много крупных планов, это очень актерское кино. И надо сказать, что актеры в фильме Ноа Баумбака не подвели. И звездная Скарлетт Йохансон и менее известный Адам Драйвер на высоте. В таком кино очень важно избежать фальши, важно не переиграть, важно, чтобы тебе поверили и, мне кажется, это получилось.
 
Герои «Брачной истории» казалось бы очень далекие от нас персонажи. Чарли — успешный театральный режиссер в Нью-Йорке. Николь — начинающая звезда Голливуда из Лос-Анджелеса. Перед нами буквально «производственный роман». Известно, что Мария Васильевна Розанова говорила: «У нас с Синявским производственный роман. А производственный роман — самый крепкий». Ноа Боумбак показывает, что и крепкие романы могут рушиться.
 
Он делает этот фильм буквально на своей личной семейной драме и у него получается рассказать вполне универсальную историю, в которой, несмотря на все очень подробно описанные детали американской жизни, многие могли бы узнать себя или своих знакомых. И, что важно, он, как искусный семейный психотерапевт внимательно следит, что бы его внимание и любовь ровно распределялась между супругами и, мне кажется, ему это удается.
 
История начинается с момента, когда, казалось бы все уже случилось. Уже не стоит вопрос, как сохранить отношения и семью. Вопрос в том, как развестись максимально по-человечески?
 
Все мы, даже те, кто не проходил через этот ужас, понимаем как это важно.
 
И все же настоящее этой семьи, которое так печально разворачивается перед нами здесь и теперь, корениться в прошлом. Как они дошли до жизни такой? На прямую в фильме об этом речь не идет, но кое что становится очевидным. И это очевидное, является моделью того, как распадаются многие семьи и рушатся многие отношения.
 
Чарли, талантливый режиссер, приезжает из провинции в Нью-Йорк и начинает упорно работать, создавая свой театр. Он одержим своей работой (а как по-другому?) Он настойчив, целеустремлен, многое получается. Николь моложе. Он ее, совсем неизвестную актрису, берет себе в труппу, выводит в люди. Она ему благодарна, они начинают жить вместе, рождается сын. Она смотрит на него снизу вверх, он ласково опекает ее.
 
Проходит время, Николь взрослеет, ей все труднее быть только частью, пусть и очень важной, жизни Чарли. Она ощущает одновременно и все большую свою независимость и все большую нехватку внимания и заботы Чарли. Другого внимания, к другой Николь, к той у которой есть своя жизнь, свои желания. Она их пытается донести до мужа, хотя бы о переезде в ЛА, но он не слышит, потому что это нелепо, вся работа, все планы здесь в НЙ. Так появляется первая трещина, но они ее не видят, жизнь бешено крутится в своем режиме, вот только спать уже Николь больше предпочитает с сыном, а не с мужем, но ведь это же естественно, мальчик нуждается в материнской заботе, это же не навсегда. Да, и Чарли хороший отец и все понимает.
 
Чарли, и правда, хороший и любящий отец, но понимает он мало чего. Он не понимает, что жена, которая предпочитает спать с сыном, а не с мужем, это не про сильную материнскую любовь, а про серьезные проблемы в отношениях супругов. Чарли очень дорожит своей семьей и очень любит Николь и потому не заводит романа на стороне, а только лишь один раз позволяет себе случайную связь с девушкой из его труппы.
 
Кто-то едко пошутил: «Мы с мужем развелись по религиозным мотивам. Я не разделяла его убеждения, что он — Бог». Думаю, что Николь, если и не думала так, но чувствовала, точно, нечто похожее.
 
Фильм начинается с того, что супруги приходят на прием к семейному психотерапевту (насколько я понимаю, в Америке это обязательная процедура во время развода) с выполненным домашним заданием. Каждый из супругов должен был написать о другом какие-то важные и добрые слова. Они их написали, но прочесть не получилось, они не услышали эти прекрасные слова. У них уже так все плохо, что они неспособны друг друга слушать. Тогда в дело вступают адвокаты (защитники), но защищают они уже не семью, что мог бы делать психотерапевт, а интересы своих клиентов. А это война. Страшная война, которую, как и любую войну, никто не хочет вести, но раз начавшись, остановить ее очень сложно.
 
На наших глазах хорошие, красивые, талантливые люди, очевидно, любящие друг друга, оказавшись на поле брани, превращаются в монстров. В такой войне не бывает победителей, проигрывают все, особенно дети.
 
Самое первое определение зла дано людям еще в Эдемском саду — « Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2.18). Плохо, когда человек один, но вместе быть не только хорошо, но и очень трудно. И такое впечатление, что чем дольше длится человеческая история, тем труднее становится. Труднее становится любить. Не случайно так много фильмов в последнее время про нелюбовь.
Но « Брачная история» все таки про брак и про любовь. Как есть антивоенные фильмы, так у Баумбака получился замечательный анти-разводный фильм. Это очень сейчас важно.
 
Мы живем в мире, где развод становится все привычнее и привычнее. Умные люди говорят, что «Развод лучше, чем брак, похожий на войну.» (Джон Готтман). «Нормальный развод лучше плохого брака» (Франсуаза Дольто). И правильно говорят, но, как-то грустно это слышать и очень не хочется с этим мирится.
 
Такое впечатление, что и авторам « Брачной истории» тоже не хочется с этим мирится. Потому и слышим мы в финале картины, слова Николь, которые в начале фильма она наотрез отказалась читать на приеме у психотерапевта: «Я влюбилась в него через две секунды после того, как увидела. И всегда буду любить его, хотя это уже не имеет значения».
 
На самом деле, только это и имеет значение!
 
И последний кадр, когда Чарли уносит на руках сына, а Николь бросается к нему, чтобы завязать шнурок на его ботинке, это уже не про нелюбовь и развод, а про то, что сильнее и того и другого.

Публикация о. Вячеслава Перевезенцева
от 31 декабря 2019 года на www.facebook.com

 
Ввернутся в рубрику:
О Культуре »