«Маловерный»

«Маловерный»
(Протоиерей Игорь Гагарин,
настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское
15 августа 2017 года)
 
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Читая Евангелие, мы то и дело слышим, как Господь с горечью упрекает учеников в недостатке веры. Вот и в ближайшее воскресенье будет прочитан такой отрывок. Здесь «маловерным» назван апостол Петр после того, как он чуть не погиб в волнах Геннисаретского озера. И случилось это как раз по причине маловерия.
 
Статья «Маловерный» протоиерея Игоря Гагарина, настоятеля Иоанно-Предтеченского храма (вблизи города Черноголовка) села Ивановское Московской области.Евангелие повествует, как Иисус велел ученикам переправиться на другой берег озера, а Сам остался помолиться наедине. И вот среди ночи, когда лодка была на середине моря и ее било волнами из-за противного ветра, они увидели, что кто-то идет к ним прямо по воде. Нетрудно представить себе ужас учеников. Ночь… темнота… ветер… волны… и приближающийся к ним некто. «Это призрак!» — решают они и кричат от страха. Но слышат знакомый голос своего Учителя: «Ободритесь; это Я, не бойтесь»(Мф.14:27-31). Вероятно, страх сменился радостью, а у Петра, самого горячего из всех, восторг был так велик, что он в порыве восклицает: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде». И Господь велит. И Петр смело делает шаг за борт и идет по волнам навстречу своему Учителю!
 
Происходит чудо: вода под ногами Петра обретает твердость, по ней можно идти, как по земле. Чудо, однако, длилось недолго. Подул сильный ветер, Петр испугался и сразу же начал тонуть. «Господи! спаси меня», — кричит он. Господь подает ему руку, и оба оказываются в лодке. «Маловерный! зачем ты усомнился?», — укоряет ученика Учитель.
 
«МАЛОВЕРНЫЙ»! У кого из нас повернется язык произнести это слово по отношению к апостолу Петру? Если он «маловерный», то мы каковы же? Все относительно. По сравнению с той верой, какую желает видеть в человеке Христос, вера Петра, наверное, тогда еще была недостаточна. А по сравнению с нашей?
 
Для нас этот Евангельский рассказ — не только повествование о конкретном событии, но и прекрасная метафора, помогающая глубже понять, что же такое настоящая вера, что значит жить по вере. У замечательной женщины, подвижницы и мученицы двадцатого века монахини Марии (Скобцовой) есть рассуждение о двух способах жизни в нашем мире: «хождении по земле» и «хождении по водам».
 
Жить верою — значит «ходить по водам».
 
«Ходить по земле» проще и надежнее. В этом случае человек опирается на здравый смысл, на житейский опыт, на все то, что проверено и относительно безопасно. С точки зрения «ходящего по земле», «хождение по водам» — безумие. Здесь нет привычных опор. Ни опыт, ни благоразумие, ни мнение окружающих, ни гарантия безопасности — ничто это не существенно, а важно только одно — ВОЛЯ БОЖИЯ. Она же порой бывает очень даже не созвучна так называемому житейскому здравому смыслу. Неоднократно, когда приходилось мне говорить с людьми о Евангелии, о Нагорной проповеди, о любви к врагам, о необходимости прощать «до седмижды семидесяти раз», подставить левую щеку, когда ударили по правой, о богатом юноше, которому Господь велит продать имение свое, раздать деньги нищим и следовать за Ним, слышал я недоуменное: «Но ведь так жить невозможно!». Да, невозможно, если не веришь. А если веришь — возможно!
 
Различны степени веры. Кто-то, сидя в лодке и видя дерзнувших шагнуть за борт и пойти по водам навстречу Господу, искренне восхищается ими, но и мысли не допускает пойти вслед за ними. «Нет, это не для меня! Куда мне!» Есть и такие, кто чувствует, что надо решиться, понимает, что без этого в нашей жизни не произойдет самого главного, надеется, что рано или поздно сделает этот шаг, но… «не сейчас, попозже». И томится, и мучается такой человек, как мучился когда-то Блаженный Августин, который понимал, что только во Христе подлинная жизнь, но не чувствовал в себе сил отказаться от привычного греховного образа жизни. В своей бессмертной «Исповеди» он искренне рассказывает о невыносимых терзаниях и о том, как любовь ко Христу все же восторжествовала, как решительный шаг был наконец сделан. Рассказ о том, как это произошло, — на мой взгляд, один из самых волнующих во всей мировой литературе.
 
Счастлив тот, кто этот шаг сделал! Счастлив, кто принял решение жить по-христиански, жить по Евангелию, чего бы это ему ни стоило, чем бы ни грозило! Не так много таких людей, но и с ними бывает то же, что произошло с Петром. «Ветер» усиливается, и душу охватывает страх. И если удастся страху овладеть нами, «вода» утрачивает твердость, перестает быть опорой, уже не держит нас, и мы начинаем тонуть.
 
Впрочем, «тонуть» еще не значит «утонуть». Если не хватает у нас веры, чтобы не испугаться, то пусть хватит на то, чтобы, подобно Петру, изо всех сил взывать: «Господи! спаси меня». И протянет Господь руку, как протянул Петру, и поддержит, и спасет! Аминь.

Источник:
Информационный портал Богородское благочиния
— bogorodsk-blago.ru