Школьник не учится, больной не лечится, крещеный не ходит в церковь?

«Школьник не учится, больной не лечится, крещеный не ходит в церковь?»
(Протоиерей Вячеслав Перевезенцев, Оксана Головко | 4 июня 2016 г.)

Какими должны быть огласительные беседы? Достаточно ли двух бесед неверующим и нетерпеливым родителям младенцев? Сколько можно уделить времени человеку, который хочет стать христианином, будучи уже взрослым? Отвечает протоиерей Вячеслав Перевезенцев, настоятель храма святителя Николая Чудотворца в деревне Макарово (возле Черноголовки Московской области)

Крещение

Фото: www.azbyka.ru

365 дней до крещения

Протоиерей Вячеслав ПеревезенцевПомню, как я сам приходил в Церковь в 80-х годах и проходил оглашение в приходе отца Александра Меня. Отец Александр и в те непростые для Церкви времена не крестил взрослых людей без подготовки. И таким, как я, крещенным в младенчестве и ничего не знающим о Церкви, он говорил, что к воцерковлению нужно готовиться. Полулегально (это были еще советские времена), раз в неделю почти год мы собирались в квартире у одного из его духовных чад на огласительные беседы и изучали Библию, Символ веры…
 
Когда я стал сам священником, у меня даже не возникало вопроса — стоит ли готовить людей ко крещению. Причем готовили мы их не за две-три встречи, а еженедельно в течение года. В девяностых годах людей на таких встречах было много. Сейчас — всё меньше и меньше. В силу, наверное, того, что большинство всё-таки крещено в младенчестве.
 
Как правило, если человек проходит такое оглашение, то он остается в Церкви.
 
Иногда люди хотят креститься, но разговаривать, готовиться к крещению не хотят. Очень редко, но бывают такие случаи. Тогда я, конечно, крещение не совершаю.

Как быть с младенцами?

Есть разница, когда мы оглашаем перед крещением взрослого человека или когда мы проводим огласительные беседы для родителей, чьих младенцев предполагаем крестить.
 
Да, можно сказать нецерковным родителям: «Либо вы воцерковляетесь, пройдя полноценное оглашение, и тогда мы окрестим младенца, или я крестить его не буду». Однако я всё-таки так не делаю. И совершаю крещение младенцев так, как это и принято в большинстве приходов, после одной или двух предварительных бесед. При этом я отдаю себе отчет в том, что эти краткие беседы не могут заменить полноценного оглашения. Но тогда в чем их смысл?
 
Он мне видится в следующем — постараться дать понять родителям, которые хотят крестить своих детей, что с крещением отношения с Богом не заканчиваются, а только начинаются. Крещение нас не делает христианами, а дает нам возможность ими стать. Оно подобно семени, в котором уже есть будущее древо и его плоды, но если мы просто положим его в землю, то оно само не вырастет. На него нужно тратить силы и время, иначе семя так и пролежит под спудом, не принеся плода. И тогда непонятно, зачем мы вообще его сеяли.

О чем говорить с родителями?

Как подсказывает мой священнический двадцатишестилетний опыт, родители, которые хотят крестить своих детей, в подавляющем большинстве не понимают, зачем они это делают, или имеют ложное представление об этом.
 
Мне кажется, люди в своей жизни должны всё делать осознанно и осмысленно. Поэтому я всегда в начале беседы спрашиваю родителей, зачем они хотят крестить своего ребенка. Чаще всего на этот вопрос родители отвечают: «Мы хотим, чтобы у ребенка был Ангел Хранитель, чтобы Бог его защищал».
 
Я понимаю, что они имеют в виду, но мне представляется странным такое видение Бога. «Такое ощущение, — говорю я им, — что, по-вашему, Бог кого-то защищает, оберегает, посылает Ангелов Хранителей, а кому-то всего этого не дает? А откуда у нас такие представления о Боге, ведь в Библии ничего подобного мы не встречаем?» «И правда, странно», — соглашаются они.
 
Тогда я обращаю их внимание на то, что Христос нигде не утверждает, что крещеным даются какие-то особые привилегии перед остальными людьми. Наоборот, Он говорит, что любит всех, что Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных»(Мф. 5:45). Когда люди слышат это, они иногда спрашивают: «А для чего же тогда креститься?» И это уже хороший, правильный вопрос.
 
Дальше я говорю о том, что креститься нам нужно для того, чтобы стать христианами, при этом понимая, что само крещение нас христианами не сделает. Это условие необходимое, но недостаточное, само крещение — лишь первый шаг для того, чтобы затем стать тем, кем мы хотим стать. Если после крещения в нашей жизни ничего не меняется, а Церковь, как и была, так и остается на периферии, то мы обманщики. И обманываем мы прежде всего самих себя и своих детей.

Крещение

Фото: Игорь Петров / photographer-balashiha.ru

Школьник не учится, больной не лечится

Крещение — это своего рода инициация, посвящение. Вот, например, мы отдаем ребенка в школу. 1 сентября он проходит посвящение в первоклассники. Как правило, это бывает очень торжественно, ребенок получает какие-то знаки отличия: теперь он школьник. Но если вы скажете ему, что завтра он опять может идти к бабушке и жить прежней жизнью, он очень удивится. Но мы так не сделаем, мы хорошо знаем, что записали его в школу не для того, чтобы он считался школьником, а для того, чтобы, будучи школьником, он учился.
 
Больной записывается к врачу не для того, чтобы ходить в пациентах, а для того, чтобы лечиться. Женщина выходит замуж не для того, чтобы иметь штамп в паспорте и считаться замужней, а для того, чтобы создавать свою семью, жить вместе с любимым человеком. И очевидно, что если школьник не учится, больной не лечится, супруги не живут вместе, все они поступают странно, более того — дурно.
 
Но про крещение мало кто думает в такой перспективе, даже среди людей воцерковленных. Моя задача такую перспективу нарисовать, дать ее почувствовать. И в принципе для этого достаточно одной беседы. Хотя это, конечно, никакое не оглашение. Но, может быть, люди задумаются и захотят узнать больше? И такие случаи бывают.

Разрушить ложные представления

Очевидно, что беседы священника с родителями нужны. Хорошо, что это сейчас стало повсеместно. Но, мне кажется, важно нам самим себя не обманывать и понимать, что это не полноценное оглашение. Скорее, проповедь, на которой мы можем не столько успеть рассказать нечто серьезное, сколько разрушить зачастую ложные представления о Церкви. Люди часто думают, что если они крещены, то они уже православные. Это большая проблема — изменить сознание людей. Может быть, для этого потребуются годы.
 
Когда люди поймут, что крещение — не самоцель, тогда будет меньше желающих крестить своих детей. Мне кажется, это нормально. Крестить детей нужно только в том случае, когда ты действительно хочешь, чтобы они были христианами, а не ради каких-то своих тревог, страхов или просто потому, что так делают все.
 
Понятно, что мы не можем изменить эту ситуацию в глобальном масштабе. Мы можем изменить ее в отдельно взятой семье. Люди как приходили, так и будут к нам приходить с просьбой о крещении, наполняя это желание своими смыслами. Но если эти смыслы станут подлинными, основанными на Евангелии у нас самих, православных людей, тогда нам намного легче будет донести это и для тех, кто еще стоит у порога Церкви.

Источники:
Публикация о. Вячеслава Перевезенцева от 4 июня 2016 года на www.facebook.com

Ввернутся в рубрику: Статьи »
 
«
»