(Протоиерей Вячеслав Перевезенцев, Оксана Головко | 4 июня 2016 г.)
Какими должны быть огласительные беседы? Достаточно ли двух бесед неверующим и нетерпеливым родителям младенцев? Сколько можно уделить времени человеку, который хочет стать христианином, будучи уже взрослым? Отвечает протоиерей Вячеслав Перевезенцев, настоятель храма святителя Николая Чудотворца в деревне Макарово (возле Черноголовки Московской области)
365 дней до крещения
Помню, как я сам приходил в Церковь в 80-х годах и проходил оглашение в приходе отца Александра Меня. Отец Александр и в те непростые для Церкви времена не крестил взрослых людей без подготовки. И таким, как я, крещенным в младенчестве и ничего не знающим о Церкви, он говорил, что к воцерковлению нужно готовиться. Полулегально (это были еще советские времена), раз в неделю почти год мы собирались в квартире у одного из его духовных чад на огласительные беседы и изучали Библию, Символ веры…
Когда я стал сам священником, у меня даже не возникало вопроса – стоит ли готовить людей ко крещению. Причем готовили мы их не за две-три встречи, а еженедельно в течение года. В девяностых годах людей на таких встречах было много. Сейчас – всё меньше и меньше. В силу, наверное, того, что большинство всё-таки крещено в младенчестве.
Как правило, если человек проходит такое оглашение, то он остается в Церкви.
Иногда люди хотят креститься, но разговаривать, готовиться к крещению не хотят. Очень редко, но бывают такие случаи. Тогда я, конечно, крещение не совершаю.
Есть разница, когда мы оглашаем перед крещением взрослого человека или когда мы проводим огласительные беседы для родителей, чьих младенцев предполагаем крестить.
Да, можно сказать нецерковным родителям: «Либо вы воцерковляетесь, пройдя полноценное оглашение, и тогда мы окрестим младенца, или я крестить его не буду». Однако я всё-таки так не делаю. И совершаю крещение младенцев так, как это и принято в большинстве приходов, после одной или двух предварительных бесед. При этом я отдаю себе отчет в том, что эти краткие беседы не могут заменить полноценного оглашения. Но тогда в чем их смысл?
Он мне видится в следующем – постараться дать понять родителям, которые хотят крестить своих детей, что с крещением отношения с Богом не заканчиваются, а только начинаются. Крещение нас не делает христианами, а дает нам возможность ими стать. Оно подобно семени, в котором уже есть будущее древо и его плоды, но если мы просто положим его в землю, то оно само не вырастет. На него нужно тратить силы и время, иначе семя так и пролежит под спудом, не принеся плода. И тогда непонятно, зачем мы вообще его сеяли.
Как подсказывает мой священнический двадцатишестилетний опыт, родители, которые хотят крестить своих детей, в подавляющем большинстве не понимают, зачем они это делают, или имеют ложное представление об этом.
Мне кажется, люди в своей жизни должны всё делать осознанно и осмысленно. Поэтому я всегда в начале беседы спрашиваю родителей, зачем они хотят крестить своего ребенка. Чаще всего на этот вопрос родители отвечают: «Мы хотим, чтобы у ребенка был Ангел Хранитель, чтобы Бог его защищал».
Я понимаю, что они имеют в виду, но мне представляется странным такое видение Бога. «Такое ощущение, – говорю я им, – что, по-вашему, Бог кого-то защищает, оберегает, посылает Ангелов Хранителей, а кому-то всего этого не дает? А откуда у нас такие представления о Боге, ведь в Библии ничего подобного мы не встречаем?» «И правда, странно», – соглашаются они.
Тогда я обращаю их внимание на то, что Христос нигде не утверждает, что крещеным даются какие-то особые привилегии перед остальными людьми. Наоборот, Он говорит, что любит всех, что Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных»(Мф. 5:45). Когда люди слышат это, они иногда спрашивают: «А для чего же тогда креститься?» И это уже хороший, правильный вопрос.
Дальше я говорю о том, что креститься нам нужно для того, чтобы стать христианами, при этом понимая, что само крещение нас христианами не сделает. Это условие необходимое, но недостаточное, само крещение – лишь первый шаг для того, чтобы затем стать тем, кем мы хотим стать. Если после крещения в нашей жизни ничего не меняется, а Церковь, как и была, так и остается на периферии, то мы обманщики. И обманываем мы прежде всего самих себя и своих детей.
Школьник не учится, больной не лечится
Крещение – это своего рода инициация, посвящение. Вот, например, мы отдаем ребенка в школу. 1 сентября он проходит посвящение в первоклассники. Как правило, это бывает очень торжественно, ребенок получает какие-то знаки отличия: теперь он школьник. Но если вы скажете ему, что завтра он опять может идти к бабушке и жить прежней жизнью, он очень удивится. Но мы так не сделаем, мы хорошо знаем, что записали его в школу не для того, чтобы он считался школьником, а для того, чтобы, будучи школьником, он учился.
Больной записывается к врачу не для того, чтобы ходить в пациентах, а для того, чтобы лечиться. Женщина выходит замуж не для того, чтобы иметь штамп в паспорте и считаться замужней, а для того, чтобы создавать свою семью, жить вместе с любимым человеком. И очевидно, что если школьник не учится, больной не лечится, супруги не живут вместе, все они поступают странно, более того – дурно.
Но про крещение мало кто думает в такой перспективе, даже среди людей воцерковленных. Моя задача такую перспективу нарисовать, дать ее почувствовать. И в принципе для этого достаточно одной беседы. Хотя это, конечно, никакое не оглашение. Но, может быть, люди задумаются и захотят узнать больше? И такие случаи бывают.
Очевидно, что беседы священника с родителями нужны. Хорошо, что это сейчас стало повсеместно. Но, мне кажется, важно нам самим себя не обманывать и понимать, что это не полноценное оглашение. Скорее, проповедь, на которой мы можем не столько успеть рассказать нечто серьезное, сколько разрушить зачастую ложные представления о Церкви. Люди часто думают, что если они крещены, то они уже православные. Это большая проблема – изменить сознание людей. Может быть, для этого потребуются годы.
Когда люди поймут, что крещение – не самоцель, тогда будет меньше желающих крестить своих детей. Мне кажется, это нормально. Крестить детей нужно только в том случае, когда ты действительно хочешь, чтобы они были христианами, а не ради каких-то своих тревог, страхов или просто потому, что так делают все.
Понятно, что мы не можем изменить эту ситуацию в глобальном масштабе. Мы можем изменить ее в отдельно взятой семье. Люди как приходили, так и будут к нам приходить с просьбой о крещении, наполняя это желание своими смыслами. Но если эти смыслы станут подлинными, основанными на Евангелии у нас самих, православных людей, тогда нам намного легче будет донести это и для тех, кто еще стоит у порога Церкви.
Источники:
– Публикация о. Вячеслава Перевезенцева от 4 июня 2016 года на www.facebook.com