Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.
Мне двадцать пять, и десять из них
Я пою, не зная, о чем.
И мне так сложно бояться той,
Что стоит за левым плечом;
И пускай мои слова не ясны,
В этом мало моей вины;
Ну а что до той, что стоит за плечом,
Перед нею мы все равны.
Мне уже два раза по 25, и потому бояться мне не сложно, и я уже давно не инженер на сотню рублей (хотя было дело), а главное, я никогда не пел, но думать о той, «перед которой мы все равны», я не переставал.
Сегодняшнее апостольское чтение – опять именно об этом.
«Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими»(2Кор.5:1-3).
Одна из важнейших граней христианского размышления о жизни и смерти – та, что смерть, как это ни парадоксально звучит, не только неизбежное зло, но и имеет свое положительное значение.
Как невозможно войти в новый дом, если ты не покинул старый, так и для того, чтобы наследовать жилище на небесах, надо оставить прежнее жилище на земле. Чтобы облечься в новое, необходимо сбросить старое.
Именно о том, что в смерти есть не только боль утраты и ужас разлуки, но и то, без чего жизнь человека не может исполниться до конца, говорит митрополит Антоний Сурожский:
«Как ни тесны ее врата, это единственные врата, позволяющие нам избежать порочного круга бесконечности в отделенности от Бога, от полноты, позволяющие вырваться из тварной бесконечности, в которой нет пространства, чтобы снова стать причастниками Божественной жизни, в конечном итоге – причастниками Божественной природы(2Пет.1:4). Потому апостол Павел мог сказать: жизнь для меня – Христос, и смерть – приобретение(Флп.1:21), потому что, живя в теле, я отделен от Христа(2Кор.5:6)… Потому что в другом месте он говорит, что для него умереть не означает совлечься себя, сбросить с плеч временную жизнь, для него умереть означает облечься в вечность(2Кор.5:4). Смерть не конец, а начало. Эта дверь открывается и впускает нас в простор вечности, которая была бы навсегда закрыта для нас, если бы смерть не высвобождала нас из рабства земле».
Да, Бог не творил смерти и она наш «последний враг, который будет истреблен»(1Кор.15:26), но а пока она, как и время, царит на земле, Господь сделал ее нашим союзником.
«Только бы нам и одетыми, не оказаться нагими… ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое»(2Кор.5:10).
Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 16 ноября 2019 года на www.facebook.com