№58. Блаженны алчущие и жаждущие

Блаженны алчущие и жаждущие
Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.

Соответственно, сытые и довольные далеки от блаженства. Иногда приходится слышать, что Церковь призвана удовлетворять наши духовные потребности. Но это совсем не так: не удовлетворять, подобно некоему комбинату духовных услуг, а, наооборот, — разжигать эти потребности.
 
Человек, встающий на путь веры, переступающий порог церкви, должен становиться все более голодным, неудовлетворенным, взыскующим, но с нами происходит, увы, ровно обратная история.
 
И, если неофит, с горящими глазами и глупыми вопросами, вызывает у нас чувство понимания и снисхождения, то, когда мы встречаем нечто подобное у человека, не первый год живущего в церкви, это нас, скорее, настораживает. И ведь, правда, на все вопросы уже давно есть ответы, а в Церкви полнота благодати: как можно вопрошать и голодать?
 
И все же звучат за каждой Литургией эти слова Спасителя:

— Блаженны нищие духом, алчущие… жаждущие…

Как сохранить этот голод и эту жажду, пребывая в таком изобилии, которую даёт нам Церковь Христова?
 
Сегодня именины о. Александра Меня, и меня всегда поражало в нем, помимо всего прочего, это его удивительное любопытство, интерес ко всему новому, будь то книга, человек, какие-то идеи…
 
Любимым его занятием было ходить по книжным букинистическим магазинам. Летом 1989 года я был вместе с о. Александром в Ленинграде. Он попросил меня помочь ему отвезти в Академию его Библиографический словарь для защиты диссертации. Как известно, защита не состоялась, под предлогом того, что такой шеститомный труд не мог сделать один человек. Но пока комиссия заседала и думала, мы, живя в Ленинграде у друга о. Александра, о. Василия Лесняка, ходили по букинистам, — и надо было видеть, с каким интересом и любопытством о. Александр листал книги, расспрашивал продавцов и с какой радостью что-то из книг покупал.
 
А напоследок он устроил мне просто потрясающий подарок — повел меня на экскурсию в музей… атеизма, который тогда, кто помнит, размещался в Казанском соборе. В этом музее большая экспозиция была посвящена теории Дарвина и первобытным верованиям, магизму, идолопоклонству и т.д. Надо ли говорить, что для о. Александра это были излюбленные темы.
 
Казалось бы, чего он не знал? Чем его можно было удивить? Чем заинтересовать?
 
Но это было, было… и он интересовался и глаза его светились, и меньше всего он был похож на сытого и довольного, «который знает, как надо».
 
И вот почему, я думаю, он на всех, особенно далеких от Церкви людей, производил впечатление очень культурного человека (что было, может быть, самой большой похвалой в адрес православного священника со стороны человека мирского).
 
Все эти мысли пришли мне в голову после цитаты любимого мною Андрея Битова, которому сегодня было бы 81.
 
А написал он это в 30 лет:

«Если бы мне дали задачу определить в двух словах, что такое культура, не та культура, которая высшее образование и аспирантура, ибо и образованный человек может оказаться хамом, а та культура, которой бывает наделён и неграмотный человек, я бы определил её как способность к уважению.
 
Способность уважения к другому, способность уважения к тому, чего не знаешь, способность уважения к хлебу, земле, природе, истории и культуре — следовательно, способность к самоуважению, к достоинству. И поскольку я не был бы удовлетворён этой формулировкой, мне бы показалось, что она неполна, я бы ещё добавил — способность не нажираться. Обжирается и пресыщается всегда нищий, всегда раб, независимо от внешнего своего достояния. Обжирается пируя, обжирается любя, обжирается дружа… Выбрасывает хлеб, прогоняет женщину, отталкивает друга… Грязь. Пачкотня. Короткое дыхание, одышка. Такому положено ничего не иметь — голодать, только голодный он ещё сохраняет человеческий облик и способен к сочувствию и пониманию. Он раб. Сытый, он рыгает и презирает всё то, чем обожрался, и мстит тому, чего жаждал, алкал. Алкал и налакался. Такая мнимая свобода от мирского, когда уже сыт, такая якобы духовность… Поводит мутным взором, что бы ещё оттолкнуть, испачкать и сломать. Он исчерпал своё голодное стремление к свободе, нажравшись. И теперь его свобода — следующая ступень за сытостью — хамство. Потому что опять он не имел, не владел, дорвавшись, и теперь, чтобы убедить себя в своей свободе, он должен плевать на всё то, к чему так позорно оказался не готов, — к обладанию. С изобилием справляется только культура. Некультурный человек не может быть богатым. Богатство требует культуры. Некультурный всегда разорится, а потом будет разорять»
(“Уроки Армении”)

Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 12 сентября 2019 года на www.facebook.com

 
Ввернутся в рубрику:
Дневник »