№31. Не отверг Бог народа Своего

«НЕ ОТВЕРГ БОГ НАРОДА СВОЕГО»(Рим.11:2)
(Грех антисемитизма)

Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.

Эти слова апостола Павла из послания к римлянам, которые сегодня читаются за Литургией, дают повод поговорить на очень важную тему. Важную, как мне кажется, именно для церковной среды, хотя и далеко за нее уходящую. Я имею в виду отношение к еврейскому народу, к евреям в православной среде.
 
Впервые я с этим вопросом столкнулся именно придя в церковь, в новодеревенский приход о. Александра Меня. Это было для меня несколько неожиданно, ибо я рос в среде, где эта тема никак не возникала, ни среди моих близких, ни среди друзей.
 
Войдя в церковную ограду в конце 80-х, я столкнулся с тем, что не только в перегретом всевозможными спорами перестроечном сознании того времени, но и в церкви этот вопрос был одним из самых злободневных.
 
Помню, когда я в 89 г. поступил в Московскую Духовную Семинарию, уже сдав экзамены, но до начала учебы, мы прогуливались по Лавре с моим новым знакомым семинаристом. Парень был моложе меня и очень талантливый, заканчивал математический интернат, крестился в только что открытой Оптиной и решил поступить в семинарию.
 
Андрей, так его звали, спросил меня:

Какой ты собираешься учить древний язык в семинарии?

Я об этом не думал, и сказал:

Наверно, греческий.
 
А я точно буду учить еврейский, — решительно заявил он.
 
Почему?
 
Надо же знать язык своих главных врагов…

Затем, когда мы уже дружно жили в нашей семинарской комнате «под чертогами» на 13 человек, эти споры были очень бурными. Аргументы, хоть от Писания, хоть от Предания приносили мало пользы. Помню, как на мои цитаты, как раз из Послания к римлянам, кто-то сказал:

Ну, так писал же ап. Петр, что у Павла есть в писаниях «нечто неудобовразумительное»(2Петр.3:16). Это, точно, про евреев.

Но один аргумент подействовал сильно на моих «товарищей-антисемитов». Захожу я как-то в комнату, а там опять про масонов, евреев, экуменистов…У нас в комнате висела большая икона Казанской Богородицы. Вот я и спрашиваю ребят:

Как вам кажется, икона — только напоминание нам, подобно фотографии или картине, о том, кто на ней изображен или это нечто большее?
 
Конечно, большее, — ответили мне почти хором.- Икона являет изображаемого нам, делает реальным его присутствие среди нас.
 
Раз так, — говорю я, — то это значит, что Сама Богородица присутствует среди нас, видит нас, слышит нас?
 
Конечно.
 
А вот, теперь давайте подумаем, если мы с вами подойдем к раке преп. Сергия и будем перемывать кости русского народа, мол такие-сякие… пьянство, безбожие, лень, хамство… понравится это ему? Придет ли нам в голову эти заниматься рядом с его мощами?
 
Как-то не очень, — согласились со мной.
 
Ну, так и Дева Мария плоть от плоти своего народа, «отрасль от корня Иессева»(Ис.11:1), разве она не переживает за народ свой? Разве ей не больно слышать, как вы этот народ сейчас прямо перед ней поносите?

И еще я вспомнил слова замечательного священника о. Сергия Желудкова, который говорил: «Каждое антисемитское высказывание — это плевок в икону Пресвятой Богородицы». В тот вечер мы больше не говорили и дальше разговоров на эту тему стало намного меньше…
 
А спустя лет 10, уже будучи священником мне пришлось написать небольшую статью на эту тему для нашей «Черногловской газеты» (март 1999), которую потом перепечатала парижская «Русская мысль».
 
Я ее сейчас нашел в сети, можно ознакомиться. Слава Богу, острота этого вопроса, как мне кажется, понизилась, и все же и сегодня приходится встречаться с этой мерзостью.

« «Дети! Да не обольщает вас никто!»(1Ин.3:7)
 
«Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто…»(Ис.3:9)
 
18 марта в прямом эфире местного телеканала «Черта» выступали главный редактор газеты «Русские ведомости» г-н Корчагин и председатель «Русской патриотической партии» г-н Миронов. Ведущий объяснил свое решение пригласить их в студию желанием ознакомить нас с различными политическими течениями, существующими в современной России. Такой откровенный демагогизм, а главное, дух злобы, ненависти, вражды, которым было пронизано выступление упомянутых господ, ранил не только меня. Причем пострадали как те, кто возмутился этим зрелищем, испачкав свое сердце неприязнью не только к слышанному, но и к говорившим, так и те, кто принял в себя брошенные ими семена ненависти. Мое желание откликнуться на данное выступление не является политическим оппонированием: моя позиция скорее нравственная и духовная. О том, что священник вправе реагировать на определенного рода политические высказывания и даже обязан это делать, говорил в одном из своих интервью наш Патриарх: «Нет смысла искать каких-то воплощенных носителей зла в нашей стране. Как пастырь, я хорошо знаю, что злые помыслы гнездятся в сердцах людей, что нет ничего более сложного и более важного, чем исцеление человеческого сердца. Миротворчество было и остается важнейшей деятельностью Русской Православной Церкви. Это, пожалуй, единственная область, где священнослужитель вправе вторгаться в сферы политики…»
 
Я не буду говорить о так называемом «еврейском вопросе», который, конечно, существует, но только не в том смысле, как его представили господа «националисты». Кому интересно, тот найдет немало глубоких мыслей по этому поводу у русских философов Вл. Соловьева, Н.Бердяева, прот. С.Булгакова и других. Я обращаюсь главным образом к русским людям, считающим себя православными, ибо именно среди нас, к нашему стыду, «еврейский вопрос» часто окрашивается в антисемитские тона. Если для вас еще значимо слово православного священника, вы должны знать: антисемитизм есть грех, и с православием он несовместим. Так что необходимо выбирать: или вера во Христа, или фашистская идеология, ибо двум богам служить невозможно.
 
Господа Корчагин и Миронов, стараясь защититься от обвинения в фашизме, представили себя русскими националистами, подчеркнув, что это означает любовь к России, ее народу, культуре, истории. Правда, они не уточнили, что именно в русской культуре или истории им нравится. На протяжении часа нам говорили только о ненависти и о евреях. Любая ненависть есть грех. Антисемитизм, каковы бы ни были его причины, не исключение. Причем грех смертный, т.е. лишающий человека жизни вечной. «Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей»(1Ин.3:15).
 
Антисемитизм, как впрочем, и любая другая расовая дискриминация, есть не только презрение к другому человеку как носителю образа Божия, но и (на сей раз это уже его исключительная черта) унижение Христа и Богородицы. Поэтому Православная Церковь в лице ее истинных пастырей, убежденных в том, что христианство есть «свет миру», «соль земли», то, что сохраняет человечество от распада и гниения, всегда выражала свое неприятие антисемитизма в любых его проявлениях. Вот как оценивал участие тех, кто называл себя христианами, в кишиневском погроме 1903 года выдающийся пастырь митрополит Антоний (Храповицкий): «Страшись же, христианин, обижать священное, хотя и отвергнутое племя. Страшная казнь Божия постигнет тех злодеев, которые проливают кровь, родственную Богочеловеку, Его Пречистой Матери, апостолам и пророкам. Не говори, что эта кровь священна только в прошедшем… Верующие в Бога и во Христа Его, бойтесь мести Господней за народ Свой. Страшитесь обижать наследников обетования, хотя и отвергнутых. За неверие их будет судить Господь, а не мы…»
 
Впрочем, чтобы устрашиться или хотя бы задуматься над этими словами, надо веровать во Христа. Оказывается, для русских националистов (а точнее, нацистов, дабы не путать с многими замечательными русскими мыслителями, стоящими на национальных позициях, начиная со славянофилов и заканчивая А.Солженицыным) это необязательно. Выступление господ Корчагина и Миронова лишний раз утвердило меня в мысли, что фашизм, русский в частности, есть по сути своей явление языческое. Он только демагогически пользуется противостоянием между христианством и иудаизмом. То, что прозвучало в ответ на вопрос о Христе, Сыне Израиля, на богословском языке называется ересь, хула на Сына Человеческого. Ибо отрицание у Господа нашего Иисуса Христа национальной принадлежности есть отрицание реальности его вочеловечения, так как в каждом из нас течет кровь наших предков той или иной национальности. Церковь исповедует во Христе человеческую природу, во всем подобную нам, кроме греха. Отрицание же человеческой природы Христа есть отрицание Боговоплощения. Эта ересь не нова, еще апостол Иоанн Богослов предупреждал своих учеников: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста»(1Ин.4:3). Конечно, воплощение Сына Божия — «Слово плоть бысть»(Ин.1:4) — соединило его со всем человеческим родом без всякого ограничения и исключения. Однако оно совершилось в истории, в определенном месте и времени, через посредство «избранного» и к тому приуготовленного народа.
 
Христос есть «сын Давидов, сын Авраамов», родословная которого не случайно приводится в Евангелии. Но читают ли русские фашисты Евангелие? Вряд ли. О том, что эта ересь типична для них, говорит статья небезызвестного Баркашова, где «доказывается», что Христос просто не мог быть евреем.
 
Фашист, как бы он себя ни называл, не может не быть антисемитом, а антисемит не может не быть антихристианином, даже если он об этом не догадывается. И они уже получают «награду» свою, ибо, как писал архиепископ Иоанн (Шаховской), «в неприятии Христовой Человечности заключено наказание. Неверующих во Христа нельзя наказывать, гнать или ненавидеть. Они себя наказывают гораздо больше, не давая в своем сердце места Сыну Божиему и Человеческому».
 
Итак, не будем обольщаться: ненависть и злоба никогда не решали никаких проблем ни в жизни отдельного человека, ни в жизни народа».

Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 10 июля 2019 года на www.facebook.com

 
Ввернутся в рубрику:
Дневник »