Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.
Поздравляю всех с праздником! Христос Воскресе!
И Днем всех святых, в земле Российской просиявших!
Никогда не встречал этот праздник не на русской земле, хотя, может быть, и было когда, да забыл.
И вот сегодня в Мюнхене мы были на Литургии православного прихода Воскресения Христова Московского Патриархата (настоятель – прот. Николай Забелич). Но Литургия была не в храме, а под открытым небом, на участке, который куплен общиной под строительство нового храма в честь Рождества Богородицы.
Давно я не был на Литургии под открытым небом, последний раз служили так в байдарочном походе на о. Медвежий на Кенозере в 2015 году, а до этого несколько раз с о. Михаилом Яловым на греческих островах во время регат.
Все было просто очень хорошо, жаль только, что священнические молитвы не читались вслух, я уже от этого отвык, и впечатление, конечно, это производит грустное. Многое я помню наизусть, но не все, служебника под рукой не было, и вот такая получалась молитва странная. А главное, люди, они так и никогда этих молитв не слышали. Кому это надо? Ведь главная евхаристическая молитва – анафора – это одна молитва, которую просто по очереди произносит священник и народ (хор), и если слов священника мы не слышим, то получается такая пунктирная молитва, смысл которой во многом просто теряется.
Когда-то в начале 90-х я пришел к митрополиту Ювеналию с просьбой – читать все молитвы вслух, и он с радостью меня благословил, сказав:
– Эти молитвы «тайные» не потому, что они секретные и их нельзя слышать народу, а просто потому, что они относятся к Таинству. А не читают их сегодня, потому что уже давно так привыкли, и время экономится, и если изменить этот порядок, то люди могут быть смущены. Так что если ваши прихожане не смутятся, то и читайте их вслух, а заодно еще и Писание по русски. Вот как благословил Владыко, так и служим, и все довольны.
О.Николай просил меня сказать слово после Литургии, я и сказал. Так как своего Димы там не было – записи нет, но я помню, о чем говорил, и попробую здесь поделиться кратко.
Говорил я в связи с литургическими чтениями.
Апостол был из послания Павла к Римлянам:
Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.(Рим.2:9-16)
Вот на что я обратил внимание. Евангелист Матфей говорит, что прежде, чем призвать учеников, Иисус их увидел. Казалось бы, ну а как иначе?
Но я думаю, в этих словах есть особый смысл.
Увидеть – это не просто заметить, но увидеть нечто, что не видно другим и, может быть, даже самим будущим апостолам. Так влюбленный вдруг видит своего возлюбленного, хотя, может быть, уже давно был рядом, но увидел вот только что и понял: это тот самый человек.
Так и Христос увидел этих рыбаков, братьев Петра и Андрея, Иакова и Иоанна. Увидел их малодушие, слабость, трусость, предательство, но и мужество, и крепость, и верность, даже до смерти. Увидел все («Ты все знаешь, Господи, – скажет Ему позже Петр, – знаешь, что я люблю Тебя»(Ин.21:17)) – и позвал за Собой.
Но ведь это означает, что некогда Он увидел и каждого из нас, увидел и позвал. Ведь не мы Его избрали, а Он нас(Ин.15:16).
Значит, Он все про нас знает и верит в нас, знает, что в каждом из нас, несмотря на дурное, есть и много хорошего и Он верит в нас, значит, и нам надо верить в себя и никогда не унывать от своих грехов.
«Идите за Мной».
Собственно, в этом Его призыве – все христианство. Христианин – это тот, кто идет за Христом.
Куда?
Туда, куда ходил Он.
В храм и синагогу, на гору высокую помолиться, и вообще побыть наедине с Отцом. На брак, дабы разделить с людьми радость;туда, где были болящие; туда, где ждали Его слова. Он любил бывать в доме друзей своих, но не только, – как часто Он переступал порог того дома, куда мало кто заходил из порядочных людей. Он шел к пьяницам, блудницам и мытарям. Он пришел не к здоровым, а к больным, не к праведникам, а грешникам(Мф.9:13).
Следовать за Христом – это значит идти и туда тоже, а не только в храм или монастырь.
И, главное, Он шел к своей цели, ради которой и пришел в этот мир. Он шел на Свою Голгофу.
И нам мимо нее не пройти на пути в Царство Небесное. У каждого она своя, и тут нелепо было бы смотреть по сторонам. Но, всякий раз, когда ту или иную тяготу, трудность, испытание мы принимаем без ропота, как Божий дар, с благодарностью, мы поднимаемся на свою Голгофу, претворяя испытание в благословение. Мы не можем не желать облегчить его, это испытание, но если хотим продолжать идти за Ним и не терять Его из вида, надо не забывать просить:
«Отче! О если бы благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет»(Лк.22:42).
Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 30 июня 2019 года на www.facebook.com