№20. Не судите, да не судимы будете

Не судите, да не судимы будете.
Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.

Суббота, день покоя, мы предоставлены сами себе. Наверно, куда-нибудь сходим, благо, что чувствую я себя хорошо.
 
По церковному календарю продолжается чтение Нагорной проповеди.
 
Сегодня Спаситель говорит о заповеди, которую нарушаем мы все и причем постоянно.

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего»(Мф.7:1-5)

Можно ли научиться не осуждать? Несомненно, это возможно, иначе бы Господь не дал такой заповеди.
 
Сложно? Да, и скорее всего эта заповедь, как и почти все заповеди Нагорной проповеди, относятся к тем, которые человеку невозможны… но возможны Богу.
 
«Без Меня не можете делать ничего»(Ин.15:5). Мы много чего можем делать без Него, но лучше бы мы этого не делали, а вот самое важное для нас без Него просто не получится.
 
Так что ответ на вопрос — как научится не осуждать? — будет предельно прост. Надо научиться жить жизнью во Христе.

И уже не я живу, но живёт во мне Христос(Гал.2:20).

Ответ, может быть, и прост, но ничего нам не дает, ибо порождает следующий вопрос — как научиться жить во Христе? Собственно, ответу на этот вопрос служит вся полнота православной традиции, аскетического учения Церкви, святоотеческий мудрости и т.д… Это и есть тот огонь, который мы должны искать в Церкви, все остальное — пепел.
 
И все же поразмышляем над вопросом «как не судить?» немного издалека.
 
И первое, к чему стоит обращаться, это к своему личному опыту. Были ли в моей жизни такие периоды, когда эта греховная привычка судить и осуждать ослабевала или даже уходила совсем?
 
Несомненно, были.
 
Например, когда я понял, что я влюблен, когда я понял, что это взаимно, когда я обрел веру и пришел в Церковь и радость переполняла меня. Когда я поступил в семинарию, а затем стал священником…
 
Т.е. это те периоды жизни, когда исполнялось то, к чему я стремился, когда я чувствовал, что жизнь исполнена смысла и глубины, когда у меня был мир с самим собой и Богом. Именно в эти моменты и все вокруг казались замечательными, и если и делали что не так, не заметить это или, по крайней мере, не принять близко к сердцу было легко.
 
Вот путь к не осуждению, вот вектор… Наполнять свою жизнь смыслом, радостью, Искать мира с самим собой, своей совестью и с Богом.
 
Почему так?
 
Осуждение возникает, как правило, из за нашего страха и неуверенности. Страха быть хуже других, желания быть лучше других. Это очень глубокий, архаический, обусловленный эволюцией животный наш страх. И если другой (а другой на этом эволюционном уровне — всегда конкурент) — хуже, то мы лучше. И за неимением возможности сделать его реально хуже, пусть он будет хуже хотя бы в нашем сознании, в нашем представлении о нем. Пусть будет весь в сучьях — и то какое-то облегчение для нас.
 
Американский психолог, основатель индивидуальной психологии Альфред Адлер считал, что таким образом мы ставим на пьедестал себя, повышаем свою самооценку.
 
Обесценивание окружающих похоже на упреждающий удар. Обычно мы поступаем так, когда особенно уязвимы, когда нам важно знать, что нас любят и принимают такими, какие мы есть. Мы и сплетничаем часто потому, что, осуждая других, как бы подтверждаем: мы не такие, и нас-то эти качества никак не касаются.
 
Есть еще одно важное последствие долгого эволюционного процесса, к которому мы все причастны. Во время этого процесса надо было не только выдерживать серьезную конкуренцию, но и просто выживать, а для этого — быстро определять, кто свой, а кто чужой, друг или враг. Времени на скрупулезный анализ и размышления просто не было. Так появляются всевозможные шаблоны и стереотипы. «Все краснокожие опасны, все лысые обманщики, все толстые наивные» и т.д.
 
Эти стереотипы, конечно, далеки от реальности, но очень упрощают принятие решений.
 
Мы вроде давно покинули прерии, но этот механизм очень распространен среди нас и сегодня, и именно он часто приводит нас к греху осуждения.
 
Надо учиться жить иначе, ибо мир устроен иначе. И уже древние это хорошо понимали. Вот старая китайская притча на эту тему:

«Эта история произошла во времена Лао Цзы в Китае, и Лао её очень любил. В деревне жил очень бедный старик, но даже короли завидовали ему, так как у него был прекрасный белый конь. Короли предлагали ему невиданную цену за коня, но старик всегда говорил:
 
Этот конь — не конь для меня. Он личность. А как я могу продать личность, продать друга?
 
Старик был беден, но не продавал коня. Однажды он обнаружил, что коня нет в стойле. Собралась вся деревня, и люди сказали:
 
Ты старый дурак! Мы знали, что однажды коня не окажется на месте. Было бы лучше продать его. Вот несчастье.
 
Не заходите слишком далеко, говоря так. Просто скажите, что коня нет на месте, — отвечал им старик. — Таков факт, остальное суждение. Что бы ни было, несчастье или благословение, я не знаю, потому, что это только фрагмент. Кто знает, что последует? Люди смеялись над стариком. Они всегда знали, что он немного чокнутый. Но через 15 дней, однажды ночью, конь вернулся. Он не был украден, он просто убежал на волю. И это было ещё не всё. Он привел с собой дюжину лошадей. Опять люди собрались и сказали:
 
Старик прав. Это не несчастье. Теперь ясно, что это было благословение.
 
Опять вы заходите далеко. Просто скажите, что конь вернулся. Кто знает, благословение это или нет? — спокойно отвечал старик. — Это только фрагмент. Вы прочли одно слово в выражении. Как вы можете судить целую книгу?
 
В этот раз люди много не говорили, но внутри себя решили, что он не прав: двенадцать прекрасных лошадей!
 
У старика был единственный сын, который стал объезжать этих лошадей. Всего через неделю он упал с лошади и сломал обе ноги. Люди собрались вновь и опять судили:
 
Ты опять доказал свою правоту! Это несчастье. Твой единственный сын потерял ноги, а в твоем преклонном возрасте он — твоя единственная опора. Теперь ты еще беднее, чем был.
 
Вы одержимы суждением. Не заходите так далеко. Скажите только, что сын сломал ноги. Никто не знает, несчастье это или благословение. Жизнь приходит кусочками, а большего нам не дано.
 
Так случилось, что через несколько недель страна вступила в войну, и все юноши пошли в армию. Остался только сын старика, потому что он был калека. Вся деревня кричала и плакала, потому что это было решающее сражение, и они знали, что большинство молодых людей не вернётся. Они пришли к старику и сказали:
 
Ты был прав, старик, теперь это очевидно, что это было благословение. Что ж, твой сын калека, но зато он с тобой. Наши сыновья ушли навсегда. Старик вновь сказал:
 
Вы продолжаете судить. Никто этого не знает! Только скажите, что ваши сыновья годны для армии, а мой сын — нет. Только Бог, Абсолют, знает, несчастье это или благословение. Пока вы судите, вы не растете, не развиваетесь. Суждение означает застывшее состояние ума. И ум всегда требует суждений потому, что находиться в процессе развития всегда рискованно и неуютно. В действительности путешествие никогда не заканчивается. Одна часть заканчивается, зато другая начинается, одна дверь закрывается, другая — открывается. Вы достигаете вершины, но появляется другая, более высокая. Жизнь есть бесконечное путешествие!»

Кстати, именно эту притчу я вспомнил, как только заболел.
 
Бывает, что привычка судить направо и налево отступает и по другой причине. Вот как у меня сейчас. Узнав о своей болезни и пережив это как милость Божию, я заметил, что мне меньше дела стало до других, что они делают и чем живут, благослови их Господь. Как-то то, что еще вчера могло занимать мое внимание или даже возмущать, сейчас не так интересно…
 
«Помни о смерти и не согрешишь», учили святые отцы, и это очень мудро.
 
А кому хочется еще что-то на эту тему прочитать, советую, например, это интервью прот. Павла Великанова: foma.in.ua
 
Впрочем, читать можно много и вряд ли именно по этому вопросу вы встретите что-то совсем неожиданное и новое, что вас изменит, надо просто попробовать начать жить иначе, жить, благодаря Бога за все и перестав осуждать знакомых и совсем не знакомых. Наше спасение, все равно никак не зависит от их сучьев, а исключительно зависит только от наших бревен. Берегите себя и друг друга, ведь осуждение не только ранит того, кто осуждает, но и того, кого осуждают, пусть и не так сильно.

Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 29 июня 2019 года на www.facebook.com

 
Ввернутся в рубрику:
Дневник »