№144. Эпидемия и Соборность

Эпидемия и Соборность
Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.
 

СОБОРНОСТЬЯ хотел бы поделиться размышлениями об одной стороне сложившейся ситуации. Призыв к самоизоляции исходит и от гражданских и от церковных властей. Не буду распространяться на тему, как это тяжело для всех, особенно для пожилых наших прихожан. Для них посещение храма было, точно, самым важным событием их жизни. Но они, в большинстве своем, смиренно и послушно остаются дома. Что тут имеет большее значение, жизненный их опыт, когда приходилось не раз делать то, что хотелось, а то что надо, или что-то другое, не так важно. Важно, что они, наши бабушки и дедушки остаются дома и за это им низкий поклон.
 
Приходят в храм прихожане более молодые. Наверняка, у каждого из них есть свои веские причины для такого не послушания. Тем более, что строгого запрета нет. Это всего лишь просьбы и рекомендации губернатора, Патриарха, настоятеля. И меньше всего я бы хотел, чтобы оставшиеся дома, смотрели на них с укором или осуждением. Осуждать брата своего дурно всегда, а в такое напряженное время, особенно.
И это, первое, что очень хочется донести в эти дни до церковных людей — давайте будем максимально терпимы друг к другу. Апостол говорит: «носите тяготы друг друга и тако исполните закон Христов». Каждый из нас возлагает на ближнего свою тяготу. Один, тем, что испуган и чуть ли не впадает в панику от мнимых или реальных бед, обрушившихся на нас. Другой, тем, что считает опасность сильно преувеличенной, а меры предосторожности излишними.
Мы все разные. Никто сегодня из нас не знает точно, как правильно. Все мы можем ошибаться, но, лучше, как говориться, перебдеть, чем недобдеть.
 
Второе, сейчас надо оставаться дома и воздержаться от посещения храма, особенно в те дни, когда там может быть много людей.
Почему, это хорошо и правильно? Не буду говорить о том, о чем уже сто раз говорено и переговорено. Скажу о том, что лично для меня очень важно.
 
Иной раз приходиться слышать — а почему нам не прикажут? Патриарх же имеет власть приказать всей полноте Церкви и тогда не будет колебаний и разномыслий. Не подчинился приказу, анафема тебе и точка.
Слава Богу в Церкви нет места приказам, а тогда, когда они звучали, с подачи мирской власти или из-за соблазна на нее походить, все кончалось весьма печально (раскол XVII века).
Основной принцип Православной Церкви, писал Д.А. Хомяков, состоит не в повиновении внешней власти, а в соборности.

«Соборность — это свободное единство членов Церкви в деле совместного понимания ими правды и совместного отыскания ими пути к спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной праведности».

Хомяков совершенно справедливо отождествляет принципы соборности и общинности как «сочетание единства и свободы, опирающееся на любовь к Богу и Его истине и на взаимную любовь ко всем, кто любит Бога».

«Соборность противоположна и католической авторитарности, и протестантскому индивидуализму, она означает коммунитарность (общинность), не знающую внешнего над собой авторитета, но не знающую и индивидуалистического уединения и замкнутости» (Н.А. Бердяев).

Когда мы говорим о Церкви, как общине, семье, мы имеем ввиду не столько Церковь вселенскую или даже поместную, сколько конкретную общину, приход, именно, на этом уровне, где христиане лично знают друг друга, зарождается соборность, как онтологическое основание бытия Церкви.
Сегодня, этот принцип (соборность) проходит серьезное испытание. С одной стороны, свободы стало больше. И на уровне епархий и на уровне приходов, мы вынуждены принимать самостоятельные и очень ответственные решения. Приказы, и даже указы и инструкции не очень эффективны. А что эффективно?
Свободное, а, главное, согласное, решение многих и очень не похожих друг на друга людей. Решение, которое не спущено сверху, не принято за нас и по мимо нас, а принято нами самостоятельно и ответственно. Я могу иметь свое особое мнение, но моя Церковь (община, приход) поступает так, и я солидарен со своими братьями и сестрами, даже, если не совсем с ними согласен.

Я остаюсь дома не только потому, что боюсь заразится или заразить и оказаться «невольным убийцей», а потому что мои братья и сестры сегодня сидят дома, в каком-то смысле, и ради меня и моих близких.
 
Я остаюсь дома, потому что я член «Единой, Святой, СОБОРНОЙ и Апостольской Церкви.
 
Я остаюсь дома, потому что моя Церковь (приход, община) меня об этом просит.

Может быть, я окажусь прав, и окажется, что все эти меры были совсем напрасны. Зверь не так страшен, как его малюют,(как бы я хотел, чтоб так все и было). Но, даже тогда, я смогу себе сказать:

«Жаль, я пропустил столько литургий, но я был вместе со своей Церковью (приходом, общиной), я поддерживал соборность.

Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 11 апреля 2020 года на www.facebook.com

 
Ввернутся в рубрику:
Дневник »