№116. Как устроена память о трудном прошлом.

Как устроена память о трудном прошлом.
Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.

Я очень благодарен Николай Эппле, что он нашел возможность приехать к нам в Черноголовку и сделать этот доклад. Тема не только очень сложная и болезненная, но и очень актуальная.
 
Болезненная, ибо такого рода разговор легко заводит нас в область вины, а чувство вины, не самое приятное чувство. Но, главное, что оно и не самое обязательное, даже при попытки такой рефлексии, а вот, чувство ответственности — это то, к чему так важно найти путь.
 
Ответственность — когда я принимаю на себя последствия своих действий, когда я отказываюсь от «алиби в бытии» (Бахтин), как бы не было страшно это мое бытие — это, то, что делает человека человеком, взрослым человеком, позволяя выпутаться из таких приятных объятий инфантилизма (комплекс Дуремара — « я тут не причем»).
 
Но и народ, нация может принимать свое прошлое, как бы оно не было трудно, или не принимать, погрязая в бесчисленных оправданиях (иначе было нельзя, «лес рубят, щепки летят», у других еще хуже…) или просто придумывая себе новое, отретушированное прошлое, где, конечно будет много Славы, но мало Боли.
 
Ответственность пугает, особенно нас, рожденных в СССР, ведь мы хорошо знаем, что она бывает административной, и даже уголовной. Нас пугают, а мы пугаемся, что, если признать всю правду нашего трагического прошлого, нас затаскают по судам и завалят штрафами. Что за призывами к покаянию стоит исключительное желание нашего позора и наших денег. Увы, наверно, не без этого, но разве это что-то меняет, если мы хотим оставаться наследниками прп. Сергия Радонежского и наших новых мучеников и исповедников. Как невозможно представить христианина вне его личного опыта покаяния, так невозможно представить народ, заявляющий о своих христианских корнях и «духовных скрепах», без этого опыта.
 
Если бы мы жили исключительно в юридическом пространстве, то покаяние было бы не очень уместно, оно лишь позволило слегка уменьшить вину и, как следствие, наказание. Но в том то и дело, что мир устроен иначе, и он не сводится исключительно к праву и ответственность бывает не только перед законом, но и перед Богом и перед самим собой, своей совестью.
 
Актуальная, потому что «прошлое» это не то что ушло, а именно то, что мы прошли (усвоили), то что, во многом мы проходим сегодня. Перефразируя Шкловского можно сказать, что « прошлое не то, что мы съели, а то, что нам удалось переварить». И переваривание это происходит «здесь и теперь». Ну, извините за банальность, из нашего прошлого растет наше настоящее и во многом будущее, точнее, из того опыта, который мы из него вынесли.
 
Как заметил еще мудрый Соломон — «нет человека без греха» (Екл. 7:20) и народов безгрешных, без трудного прошлого, не бывает. Как другие с этим справляются? Что получается, а что нет у них и что делаем и можем делать мы?
 
Об этом и не только, эта замечательная лекция Николая Эппле.
 
Особая благодарность Юрию Боярченко за съёмку.

Николай ЭППЛЕ. Как устроена память о трудном прошлом.Николай ЭППЛЕ. Как устроена память о трудном прошлом.

Доклад Николая Эппле на тему
«Как устроена память о трудном прошлом: международный контекст и российская специфика»
(23 января 2020 г., г. Черноголовка.).

Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 25 февраль 2020 года на www.facebook.com

 
Ввернутся в рубрику:
Дневник »