Для всех отец Василий, для друга Вася?

«Для всех отец Василий, для друга Вася?»
(Протоиерей Игорь Гагарин, Оксана Головко | 5 июля 2016 г.)

Кто может стать фаворитом священника?

Как и с кем может дружить священник? Закрывают тему размышления протоиерея Игоря Гагарина, настоятеля Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское (Московская область).

Протоиерей Игорь Гагарин
Протоиерей Игорь Гагарин. Фото: radio-noginska.ru

Странный вопрос, конечно дружба между священником и прихожанами возможна. Почему нет. Мне кажется, даже было бы странно, если бы было по-другому, потому что, получается, что священник должен дружить только со священниками? Но священники не являются какой-то особой кастой. Поэтому и дружат с разными людьми.
 
У меня есть друзья, которые не являются священниками. И, насколько я знаю, практически все знакомые священники дружат не только со священниками.
 
Собор Двенадцати АпостоловСамое же главное — ответ на этот вопрос нам дает Евангелие. Для нас образец — Иисус Христос, а для священника — в первую очередь, а у Христа же были друзья. Я уже не говорю про 12 апостолов, которых Господь на Тайной вечери назвал друзьями. К тому же, если понимать под дружбой не просто добрые и хорошие отношения, а какие-то особенные доверительные, близкие, то здесь у Христа, мы помним, были фавориты. Причем, фавориты в самом прямом смысле слова. Когда сейчас употребляют, это слово знают все, но далеко не все знают, что изначально это слово восходит как раз к Евангелию. Первыми фаворитами были три апостола: Яков, Иоанн, Петр, которых Господь взял с собой на гору Фавор.
 
Еще можно вспомнить о том, что есть такое, в наше время немного устаревшее, слово «наперсник», то есть, ближайший друг. И тоже это слово восходит к Евангелию. Первым наперсником был Иоанн Богослов, который возлежал на персях (то есть на груди) Его, которому Господь мог ответить на вопрос. На тот, что другие задать не решались, понимая, что ему Он скажет то, чего не скажет остальным.
 
Так что евангельский пример хорошо нам говорит, что дружба священника и прихожан — это вполне нормально. И что если уж у Христа были такие отношения со своими учениками, со своей общиной, то уж точно нет ничего плохого, если то же самое будет в любой христианской общине у любого священника.

Проявлять разумность

Мне кажется, в любой дружбе надо быть разумным, не только священнику, а любому человеку следует разумно выбирать себе друзей. Хотя к священнику это относится в большей степени. Потому, что на нем гораздо большая ответственность.
 
Иоанн Креститель говорит: «Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась»(Ин. 3:28-29). Мне всегда этот образ друга жениха кажется таким трогательным. Потому, что понятно, что были два друга, а потом один из этих друзей женится. А друг жениха радуется. Вроде бы — чему он радуется? Дружбе то, можно сказать, конец пришел в том виде, в котором она была до этого. Понятно, что если они до этого были друзьями, то друг был ближайшим к нему человеком. А теперь место друга займет невеста, жена, а другу придется посторониться. И, тем не менее, дружба сохранится, дружба останется. Но, он понимает, что он будет всегда на втором плане. Вот мне кажется, что нормальная дружба между священником и прихожанином возможна только тогда, когда друг священника воспринимает себя как друг жениха. Когда он понимает, что на первом плане у священника его служение, его священство. А все остальные отношения: добрые, прекрасные, хорошие, все то, что мы называем дружбой, все это возможно в той мере, в которой не будет мешать главному — служению священника. Если человек, с которым меня связали узы дружбы, это понимает, то тогда все прекрасно. В противном случае не надо вступать с человеком в тесное дружеское общение с этим человеком, следует сохранять дистанцию.
 
И очень важно, чтобы сам человек, друг священника, если он действительно друг, понимал ситуацию, и чтобы не было такого, что вот такой для всех священник — отец Василий, а для него — Вася. Для него он тоже отец Василий, не смотря на дружбу, не смотря ни на что. И священнику ни в коем случае не стоит панибратства поощрять и говорить в какой-нибудь интимной обстановке: ну вот здесь нас никто не слышит, поэтому зови меня Вася, а не отец Василий и так далее. Я считаю, что в первую очередь он должен быть священником, а потом уже другом. И тогда будет все нормально.

Ответственность растет

Дружба между мужчиной и женщиной, священником и прихожанкой возможна. И я знаю немало примеров такой дружбы между мужчиной и женщиной. И в том числе, между священником и прихожанками. Самый яркий для меня — святитель Иоанн Златоуст и его ближайшая помощница диаконисса Олимпиада. Их переписка показывает, какие их связывали именно дружеские отношения.
 
Но здесь мы вступаем в зону гораздо большего риска, чем в чем бы то ни было другом и здесь требуется ответственность с обеих сторон гораздо большая. Если священник начинает видеть, что их взаимоотношения с прихожанкой уже перерастают во что-то недолжное, если возникают чувства, возможны у женщины к мужчине, у мужчины к женщине, то все надо обрубать и держаться подальше от подобных отношений.
 
Необходимо резко оборвать отношения и между священником и прихожанкой и между священником и прихожанином, если они переходят ту границу, которую переходить нельзя.
 
Если этого не произойдёт — бывают очень тяжелые случаи, вплоть до запрещения в священном сане и извержения сана.
 
Мудрыми и осторожными в дружбе нужно быть всем, не только священнику. Но сан накладывает еще большую ответственность.

Записала Оксана Головко

Источник: