Что наша жизнь? Путь к отцу и обретение братьев.

Что наша жизнь? Путь к отцу и обретение братьев.
Драматический фильм Центральный вокзал 1998 года режиссера Уолтера Саллеса с Фернандой Монтенегро, Марилией Пера и Винисиусом де Оливейрой в главных ролях.
Фильм «Центральный вокзал» (1997)

Замечательный, жизнеутверждающий фильм, который в свое время собрал множество престижных фестивальных наград, доказав, что в Бразилии не только много диких обезьян и великолепных футболистов, но есть и прекрасное авторское кино.
 
В этой картине три главных героя. Мальчик 9 — 10 лет по имени Жозе, вышедшая на пенсию учительница по имени Дора и удивительная, далекая страна по имени Бразилия.
 
Начнем с Бразилии. Что я о ней знал? Да в сущности ничего… Футбол, пляж Копакабана, карнавал в Рио, джунгли Амазонки с дикими обезьянами, «Богатые тоже плачут»… В фильме нет ни футбола, ни карнавала, ни обезьян, и плачут здесь не богатые, а бедные, простые люди. Плачут, потому что жизнь их крайне убога, раздавлена нищетой, безграмотностью, они одиноки и несчастны в этом огромном городе, среди миллионов таких же как они, вечно куда-то спешащих и никого не замечающих людей (образ вокзала как образ жизни — одиночества среди тесноты). А за пределами этого муравейника (точнее антимуравейника) — огромные просторы, потрясающие пейзажи, пустыня, по которой гуляет ветер, дорога, уходящая вдаль, небольшие городки, бензоколонки, гужевые повозки, ветер и пыль… И то же ощущение своего ничтожества, малости, одиночества.
 
Но есть и другое. Иногда нам показывают крупным планом лица этих несчастных, забитых людей, и лица эти прекрасны! Сколько в них подлинной жизни, глубины, страдания и радости, нежности и теплоты, любви и заботы, но главное — надежды и веры! В общем, Бразилия получилась очень разной, неоднозначной, не витринной и не лубочной. Здесь рядом с религиозностью соседствует равнодушие и жестокость, с нищетою и убогостью человеческое достоинство, с каменными джунглями бескрайние просторы. Согласитесь, что-то это напоминает, может, поэтому этот фильм так трогает нас…
 
Перед нами Дора, которую прекрасно играет народная артистка Бразилии Фернанда Монтенегро. Она одинока, на пенсии, семьи нет, детей нет, подрабатывает тем, что пишет письма для неграмотных на центральном вокзале. Клиентов много, доллар за написание и еще один за отправку, но она отправляет далеко не все письма, т. к. считает, что нет смысла, зачем тратить время? Она уставшая, немного циничная, расчетливая. Если она чего и ждет еще от жизни, то только нового телевизора, чтобы за стаканчиком вина дожить перед ним свою никчемную жизнь. И вот чего она точно не хочет и не может себе представить, так это то, что она, в ее-то годы, покинет свою конурку и отправится в далекое путешествие с неизвестным концом! А случилось это благодаря мальчику, так неожиданно ворвавшемуся в ее жизнь.
 
Мальчика зовут Жозе (просто потрясающая актерская работа!), он приходит на центральный вокзал вместе с матерью, которая хочет написать письмо его отцу. Отца он никогда не видел, но живет только этой надеждой — встретиться. Отец для Жозе — олицетворение самого прекрасного! Если бы он был рядом, жизнь не была бы так уныла и страшна, и главное — не была бы так одинока! Ведь отец, не раз повторяет мальчик, построил дом! Путь к отцу — это обретение дома. Дора пишет письмо, но не отправляет его, так как уверена, что если отец столько лет не появлялся, ничего хорошего из этой встречи не выйдет. И Дора никогда бы не увиделась больше с мальчиком, если бы не трагедия. На ее глазах под колесами автобуса погибает мать Жозе. Мальчик остается на вокзале, ему просто некуда идти в этом огромном городе, но главное — он хочет найти отца. Дора забирает мальчика к себе. Что движет ею? Жалость: она прекрасно понимает, что ему не выжить одному. Корысть: сдав ребенка в приют, можно неплохо заработать. Поначалу берет власть корысть — ведь отдав мальчика куда надо, она сможет купить новый телевизор, предел ее мечтаний! И вот телевизор на месте, … а покоя нет. И она решает забрать Жозе обратно, несмотря на то, что при этом рискует жизнью. Спасаясь от бандитов, которые занимались продажей детей, они вынуждены уехать из города. Куда? У них только один адрес, тот, где живет отец Жозе — Джезус.
 
Начинается их путь через пустыню, по которой они едут без денег, в раздражении друг на друга. Дора мучается тем, что на нее свалился этот мальчишка, и пытается от него отвязаться. Жозе, чувствуя ее грубость и то, что он ей в тягость, отвечает тем же, но понимает, что без нее он не достигнет цели. Во время пути Дора рассказывает Жозе, что и ее когда-то бросил отец, и она мечтала его найти, но, увы, поиски остались бесплодны, оставив в сердце одно разочарование. Дора пытается и Жозе уберечь от этого разочарования, но он непреклонен в своем стремлении найти отца. Во время этого пути, как и полагается, с ними происходит много чего поучительного и интересного, но главное — они начинают помогать друг другу, становясь по-настоящему близкими людьми. Это, наверно, самый важный итог их совместного путешествия.
 
Вспоминается притча, в которой рассказывается о том, как одному человеку сначала показали ад. Это был большой стол, уставленный всевозможными яствами, за ним сидели люди, к рукам которых были привязаны длинные ложки таким образом, что еду они могли зачерпнуть, но поднести их ко рту не имели возможности! Бедные, они страдали и дико выли от злобы и ненависти! Затем ему был показан рай. Все было так же, тот же стол, яства, люди с привязанными ложками. Отличие было только в том, что ложками, которыми люди не могли попасть себе в рот, они кормили друг друга.
 
Мальчик так и не встречает своего отца… Скорее всего тот все-таки окончательно спился, не перенеся разлуки со своей второй женой, матерью Жозе. Но он находит свой дом! Дом, где живут его сводные братья, которые очень чтят отца.
 
А что же Дора? Дора возвращается домой, возвращается совсем другой, помолодевшей, ожившей! В автобусе она пишет письмо, которое, конечно же, уже непременно отправит, она плачет, но это слезы радости!
 
Вот так вера одного может растопить равнодушие и заполнить пустоту другого! Убежать от одиночества и обрести отчий дом можно только заботясь о ком-то кроме себя. Этот фильм, как мне кажется, не столько требует объяснений, сколько призывает к участию, сопереживанию, к прохождению пути.

о.Вячеслав Перевезенцев

 
Ввернутся в рубрику:
О Культуре »