(Новогодняя проповедь 31 декабря 2014 года.)
Один мой знакомый перенес недавно серьезнейшую операцию на сердце. До этого у него было два инфаркта, и все прогнозы о его будущем здоровье не сулили ничего утешительного. Операция прошла удачно, и хирург радостно сказал: “Ну, теперь у вас новое сердце, а значит – новая жизнь”.
Новое сердце… Новая жизнь… Эти слова мне вспомнились теперь, в канун Нового года, ими хочу послать и свои поздравления, и свои пожелания. Ведь каждое поздравление с Новым годом произносится с надеждой на то, что в нашу жизнь вместе с праздником войдет что-то новое. Само это слово – “новый” – несет в себе нечто радостное, освежающее. Душа всегда влечется к новизне и тяготится рутиной, косностью. Новый дом, новая одежда, новое дело, новые встречи, новые впечатления… Да мало ли в жизни того, что может стать новым и радостным
Но вот парадокс. С каждым Новым годом сам человек становится все более и более старым. И народная мудрость то и дело напоминает, чтобы мы не очень-то стремились к новому. “Старый друг, – говорит одна из пословиц, – лучше новых двух”. Еще более скептически говорят о новизне некоторые строки Священного Писания. “Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: “смотри, вот это новое”; но это было уже в веках, бывших прежде нас” (Еккл. 1. 9-10).
Да и наш жизненный опыт показывает, как часто обманчивой оказывается новизна, как неоправданны бывают надежды и за очарованием неизбежно следует разочарование. Сколько их позади, “новых годов”! Принес ли хоть один вместе с собой новую жизнь? И опять вспоминаю слова того хирурга: “Новое сердце… Новая жизнь”. Верно сказал доктор. Только новое сердце, только оно одно может придать жизни подлинную, а не иллюзорную новизну.
И речь, конечно, не о том, чтобы всем нам ложиться на операционный стол. Сердце – ведь это не только клапаны, сосуды и т.д. Это наши чувства, наши желания. Это то, что мы любим и что ненавидим, к чему стремимся и от чего отвращаемся. Пусть операцию на нашем сердце совершит Тот Врач, Который исцеляет неизлечимое и животворит мертвое!
В Псалме 50-м, читаемом православными особенно часто, есть такой стих: “Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня” (Пс. 50. 12). Слово “сотвори” по-славянски звучит “созижди”. В свою очередь, оно переведено с древнееврейского “бара”. “Бара” означает не просто создавать, а создавать заново, “с нуля”. Этот же глагол употребляется в повествовании о сотворении мира. Иначе говоря, читая молитву, мы просим не о том, чтобы Господь “переделал” наше сердце, а сотворил его заново. Чистое сердце, новое сердце. О том, чтобы оно было дано нам, мы просим в начале каждого дня. Тем более попросим этого в начале Нового года.
Новое сердце не помнит старых обид, а о новых не желает слышать.
Новое сердце – сердце любящее и доброе, потому что любая злая мысль, злое чувство, принятые в него, в одно мгновение могут сделать самое новое самым старым, ветхим, отжившим.
Новое сердце – новая жизнь. Прав Екклесиаст: нет ничего нового под солнцем, то есть на земле. А небеса – всегда новые. И там, где небесное сходит на землю, там и земля обновляется. Дух Святой, от Отца исходящий на всех, кто уверовал Сыну Божиему, Иисусу Христу, – вот единственный податель подлинной новизны. То сердце, в которое Он входит, становится новым, чистым, живым. И поэтому пусть Благодать Духа Святого всех нас обновит и возродит к жизни вечной! Аминь.
Протоиерей Игорь ГАГАРИН,
настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское.
Источник:
– Статья “Новое сердце” на сайте Храма святого Иоанна Предтечи (ivanovskoe.chg.ru)