№19. О даре божьем и о новых мехах

О даре божьем и о новых мехах.
Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.

Результаты ПЭТ, КТ еще не готовы, ждем. Сегодня сделали маску для облучения и проверили зрение у окулиста, к сожалению, как мы и предполагали, почти наполовину поле зрение у меня сокращено, особенно слева, но это, может, еще и немного восстановится в дальнейшем.
 
Вчера очень хорошо погуляли по Олимпийскому парку, фото оттуда, это совсем рядом с нашей квартирой, собираемся посетить Ботанический сад и Зоопарк. Завтра пойдем на Литургию в Храм Воскресения Господня (Храм Московкой Патриархии), хозяева квартиры, где мы живем, Юра и Лена, — прихожане этого храма. И если Господь сподобит, причастимся святых Христовых Тайн.
 
Начал вчера слушать «Март 17-го», а потом что-то у меня заглючило, надеюсь сегодня разберусь, очень интересно и очень хочется продолжить. Напишу немного по поводу сегодняшних чтений из Нового Завета.

«Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
 
Посему как преступлением одного — всем человекам осуждение, так правдою одного — всем человекам оправдание к жизни. Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
 
Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим».
(Рим.5:17-21)

Смерть вошла в жизнь человека, а значит, каждого из нас, через грех Адама, в нем, в этом грехе (захотев стать как боги, не послушав Бога, а с черного входа, без труда веры и любви) мы все согрешили(Рим.5:12) и получаем то, что заслужили. А вот благодать мы не заслужили, это Дар.
 
Но Дар больше, чем то, что дается по заслугам.
 
Дар предназначен сынам, а то, что по заслугам, получают наемники и рабы.
 
Заслужили мы смерть, отвернувшись от источника жизни, Бога, а получаем жизнь и жизнь с избытком, т.е. жизнь вечную. Именно в том Радость евангельского благовестия и именно эта интуиция вдохновляла христиан во все времена, и переполняла их сердца благодарностью.

«А когда премножился грех, стала преизобиловать благодать».

Эти слова апостола тоже не могут не утешать. Чем сильнее тьма, тем ярче горит свет. Или можно сказать и так: чем сильнее тьма, тем ярче горят путеводные огни. Я думаю, все мы знакомы с этим законом. Кажется порою, что всё — утонул, захлебнулся ты в своей немощи и выхода нет, но именно тогда и приходит Господь и протягивает свою руку. Важно только никогда не отчаиваться и помнить, чем сильнее грех, тем больше пошлет Господь благодати, надо только подняться, а не лежать в грязи, надо только верить, надеяться и терпеть…

«И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое».Мф.9:16-17

Итак, спасение не от нас, мы не можем его добиться или заслужить, это Божий дар. Все, что нужно для нашего спасения, делает Господь и уже сделал, нам только нужно только в это верить, но это не все… Необходимо еще, нечто, и об этом говорится в этом отрывке Евангелия.

«Никто, — сказал Он, — не приставляет заплаты из небеленной ткани к ветхой одежде; ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже».

От нас не зависит какое вино будет влито в наши меха, вино не от нас, но меха наши и они могут быть ветхие или новые. И если они ветхие, нового вина им не удержать, ибо новое вино — оно живое, оно еще бродит, и если меха старые, не эластичные, с заплатами, то они не выдержат и порвутся.
 
Ветхие меха — это ветхий наш человек, живущий по закону мира сего, который есть — похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Такие меха не удержат нового вина, благодати, тем более, если она будет преизобильна. Их нужно менять. Это и есть наше дело в нашем спасении. Мы должны из себя старого сделать нового человека.
 
Эх, какая же это непростая задача, но какая интересная, по-настоящему творческая, ибо готовых шаблонов нет и проторенных дорог нет. Новое, оно и есть новое…
 
И тут стоит напомнить, что иудеи были прямо-таки помешаны на неизменности вещей. Закон был в их глазах последним словом Божиим, и прибавить к нему одно слово или отнять от него одно слово считалось у них смертным грехом. Книжники и фарисеи открыто признавали, что их цель — «построить забор вокруг закона». В их представлении любая новая идея была не столько ошибкой, сколько грехом.
 
Но такое представление еще вовсе не исчезло из нашей жизни. Очень часто, как только православным предлагается новая идея или какое-то изменение, сразу выдвигается такое возражение: «Мы этого никогда раньше не делали», «а не ересь ли это?»
 
Не раз я слышал такой разговор. Один человек, страстно интересовавшийся всем, новым, непривычным, другой — человек строгий, традиционной ортодоксальности, прислушивается к словам пылкого собеседника с выражением полупрезрительной терпимости и наконец заканчивает разговор словами: «Старое лучше. Не мы клали, не нам и менять».
 
На протяжении всей своей истории Церковь цепко держалась за старое. И это очень хорошо. Это уберегло ее от многих бед и искушений.
 
Но в этом месте Евангелия Иисус говорит, что настает такое время, когда бессмысленно заниматься нашиванием заплат, когда необходимо думать о новом. Искать новые формы церковного управления, церковного служения, такие формы слов, выражающие нашу веру, которые способны услышать и понять наши современники, выросшие и живущие совсем в другом мире, сильно отличном от мира, в котором жили святые отцы.
 
Никто не бросит добровольно, безрассудно или бессердечно то, что выдержало испытание временем, в чем прошлые поколения находили утешение и во что они вложили свою веру и свое доверие; но как показывают факты, наш мир, культура, цивилизация сильно меняется, и настает время, когда уже бесполезно ставить заплаты, и когда человек и Церковь должны пойти на риск нового или же удалиться в тихую глушь, где они будут поклоняться не Богу, а прошлому (вспомним «Повесть об Антихристе» Владимира Сергеевича Соловьева).
 
Очень важно хранить традиции и быть им верным, но не менее важно и понимать, что такое Традиция, и не путать ее с «бабьими баснями»(1Тим.1:3); как говорил Густав Малер, подлинная традиция — это передача огня, а не пепла.
 
Есть две крайности — поспешные и необдуманные реформы и нежелание чего-либо менять.
 
Это касается и жизни каждого из нас, и жизни наших семей, и жизни Церкви, и жизни общества и государства. Пройти между Сциллой поспешных и неподготовленных изменений и Харибдой охранительства, нежелания ничего менять, — вот задача, которую ставит перед нами Господь!

Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 28 июня 2019 года на www.facebook.com

 
Ввернутся в рубрику:
Дневник »