Былина (боевик) про мужчин, которые несчастливы.
Этого фильма я ждал, можно сказать, с нетерпением. Нет, я не ожидал шедевра и не предвкушал потрясений и откровений, я просто очень хотел познакомится с очередной работой Юрия Быкова.
Юрий Быков мне симпатичен и интересен именно как человек, интеллигент первого поколения, со своими характерными комплексами и заморочками. Как не странно, интерес этот появился после сериала «Спящие», за который ему пришлось извиняться перед своими поклонниками и за который, на него было вылито столько дерьма, с начала с одного фланга нашего общественно-политического поля, а потом и с противоположного (после его извинений). Конечно, и его «Майор», и «Дурак», и не совсем его, «Метод», мне очень нравились, но тут на твоих глазах разворачивается настоящая драма, драма художника и человека. Как с этим справиться? Как пережить? А ведь, буквально в эти дни, когда разгорелся скандал (осень 2017), он снимает свой «Завод». «Картина „Завод“ (поскольку это проект начатый и есть деловые обязательства) будет доделан, но, вероятно, это будет моя последняя картина. Я, как говорится, все просрал из-за собственной глупости и трусости» – это его слова, из того самого нашумевшего заявления.
Даже трудно себе представить, что было на душе у Юрия Быкова, когда он вынужден был работать над очередной своей картиной. Картиной, которая задумывалась давно, сразу после «Дурака» и задумывалась, скорее всего, как попытка найти выход из тех противоречий, который сам Юрий Быков ощущал, что называется, на собственной шкуре. Противоречий между бедными и богатыми, простым народом (работягами) и людьми образованными, культурными, провинцией и столицей, архаикой и новаторством, ложью и справедливостью, покорностью и бунтом…
Еще летом 2016, только готовясь к сьемкам «Завода» за чаем у Захара Прилепина он говорил о своем замысле:
«Это не о бунте, хорошо бы сейчас поднять везде в России революции, это разговор о том, что надо начать договариваться иначе плохо будет всем… у тебя нет другого выхода, чем делать пространство, где ты родился, которое ты не собираешься оставлять, лучше, иначе тебе хана».
Эта тема – о необходимости договариваться, слышать, понимать друг друга, не вешать ярлыков, искать общее, при всей нашей несхожести стала очень актуальна, когда после «Русской весны 2014 года», мы с такой стремительностью стали отдаляться друг от друга, когда оптика «свой-чужой» стала так востребована, что недалеко было и до стрельбы. Впрочем, она и началась и делать вид, что мы к ней не причастны может только дурак или последний циник.
Сам Юрий Быков, настаивал на том, что для него это разделение на лагеря не приемлемо, он не хочет и не может в нем участвовать:
«В системе политических координат у меня своя собственная позиция, не популярная и там, и там, и в творчестве я хочу быть особняком. Я убежден, что я, вообще, умеренный человек, у меня есть страна, язык, корни, в то же время у меня есть претензии к несовершенству этой среды. Записывать себя в прописные либералы, которые говорят: «Долой Россию!» или в записные патриоты, которые говорят: «Ура! Ура! Слава царю!», я не хочу. Мне кажется, у любого нормального человека, который радеет за свою страну, у него есть претензии, есть и любовь».
Сериал «Спящие» по сценарию Сергея Минаева очевидно поставил его на определенную сторону. Этого не поняли его зрители, и он попробовал объясниться, в душе осталась боль и смятение.
И «Завод», это тоже, в каком-то смысле попытка объясниться, а значит первоначальный замысел отходит несколько в сторону, а очень жаль.
Фильм сделан очень профессионально, строго по канонам жанра. Это настоящий боевик или, как сказал сам Быков – былина, а раз так, значит это кино про мужчин и женщинам здесь не место. Опять же по закону жанра, все происходит на наших глазах, здесь и теперь, буквально в течении одних суток, и ни каких тебе флешбэков, хотя без разговоров о прошлом не обошлось. Должны быть свои и чужие, хорошие и плохие. С этим, несколько сложней, но ведь это Истерн, а не Вестерн.
Характеры всех действующих лиц, даже второстепенных, прописаны очень хорошо, за каждым своя, очень узнаваемая история. Главных героев трое:
Седой (Денис Шведов), который, собственно, и организовал захват олигарха, подговорив еще пятерых своих товарищей, таких же, как и он работяг.
Олигарх (Андрей Смоляков), хозяин завода, получивший его задарма в начале 90-х, а теперь решивший его обанкротить, выгнав на улицу 300 рабочих.
Туман (Владислав Абашин), охранник олигарха, верный опричник, уже не один год служащий своему хозяину.
Дабы не спойлерить, я не буду вдаваться в перипетии развертывающийся на наших глазах драмы, а поверьте, это настоящая драма. Скажу лишь, что Седой совсем не похож на сантехника Никитина из «Дурака», хотя тоже не готов мериться с несправедливостью и фанатично готов пойти до конца, даже если останется один. Он похож, на «человека, который хочет сгореть, и сжечь все вокруг себя, от ненависти». Такими словами Юрий Быков характеризовал себя 5-и летней давности. И Калугин, хозяин завода, совсем не похож на одного из братков из лихих 90-х, хотя он именно оттуда. Он вполне разумно, как будто сошел с экрана телевизора, рассуждает о гибельности бунта, мятежа и революций.
И, такое впечатление, что, если, не главным героем, но самым важным и новым героем для Быкова становится именно Туман, казалось бы, послушный пес своего хозяина. Но именно он говорит, самые важные слова в фильме, и именно он возвращается, очевидно, поняв что-то очень важное, одиноко домой, той самой дорогой по которой также одиноко в начале фильма шел Седой.
Что понял Туман? Может быть то, как можем мы, наконец-то, договориться друг с другом? Может быть в этом и есть та надежда, в отсутствии которой, так любят упрекать Юрия Быкова? У меня есть на этот счет соображения, но я их оставлю при себя, чтобы не испортить никому просмотра этого непростого, но, очевидно, не проходного фильма.
P.S.: Известно, что этот фильм Быкова Минкульт не поддержал и ему пришлось искать финансирование на стороне и тратить свои собственные деньги, поэтому я и не поленился и поехал в Москву, чтобы посмотреть «Завод» на большом экране))
Публикация о. Вячеслава Перевезенцева
от 12 февраля 2019 года на www.facebook.com