Я наткнулся на этот фильм совершенно случайно. Понравилось название, точнее, возмутило. Я-то, точно знаю, что слоны в футбол играть не могут! Или могут?
Как известно в футболе у нас все разбираются, все знают как надо, что правильно, а что никуда не годится. А в любви?
В любви, конечно, то же.
Михаил Сегал, молодой и очень талантливый сценарист и режиссер, похоже пытается поставить это под сомнение. Все его фильмы про любовь. Но любовь в его фильмах всегда под вопросом. В первом его фильме «Франц + Полина» (2006) это любовь молодого немецкого солдата и белорусской девушки из оккупированного эсэсовцами села. Следующий его фильм, наверно, самый известный «Рассказы» (2012), остался в памяти многих одной из самых популярных киноцитат про любовь – «О чем с тобой тра*ться?». «Кино про Алексеева» (2014) с неподражаемым Александром Збруевым тоже вертится вокруг любви. «Что такое любовь? – размышляет в фильме Андрей Тарковский, к которому на съемки «Рублева» приезжает герой картины Николай Алексеев. «Любовь – это, когда мы что-то делаем для другого. И не просто что-то, а то, что именно ему в данный момент необходимо». Как это определение любви разворачивается в фильме рассказывать не буду. Посмотрите это очень неожиданный и по-своему замечательный фильм.
И вот, новый фильм Михаила Сегала. Как и все предыдущие он очень красивый, замечательная музыка, прекрасные актерские работы и, конечно, необычная история, ведь Михаил Сегал не только режиссер, но и писатель, он умеет рассказывать истории. Впрочем, четвертая, не рассказанная, не менее важна. Все они про любовь, но какую. Ему, Дмитрию, главному герою (Владимир Мишуков) за 40, девушки, с которыми он встречается вдвое моложе. Чем, не сюжет «Лолиты»? Но, «Лолита» написана и разве после Набокова можно что-то новое сказать на эту тему? Михаил Сегал и не собирается, он про другое. Про что?
Первое впечатление, что «Слоны…» просто продолжение «Рассказов», точнее 4-го рассказа, того самого, где ему за 40 и он «образован во всех отношениях», а ей нет и 20 и она не знает кто такой Троцкий и потому «тра*ться с ней не о чем», хотя и очень хочется. Здесь, коллизия разворачивается ровно наоборот, говорить можно бесконечно и удивительное родство душ, а вот дальше… дальше ничего не происходит. Может быть именно это – настоящая любовь?
Чтобы зрители даже не пытались найти ответы у самого автора, в финале он начинает еще одну историю, совсем неожиданною и те, кто уверен, что это и есть самый настоящий ответ, я думаю очень ошибаются. И не только потому, что этот ответ очень банальный и пошлый, а потому, что авторская задача совсем иная. Хотя, может быть это намек на любовь к красоте как таковой? Любовь бескорыстную, заведомо безответную, про которую Бродский писал: “любовь есть бескорыстное чувство, улица с одностороннем движением”. Любовь, которая заставляет жить и творить, но и которая приносит смерть, подобно тому, как это гениально показано у Лукино Висконти в его «Смерти в Венеции» и тогда нам несомненно придется ждать продолжения этой истории.
И все же, я думаю, что, как и в «Кино про Алексеева», мы сталкиваемся с авторской мистификацией. Что мы знаем про главного героя? Почти ничего, кем работает, есть ли семья, чем интересуется? Каждый, вполне может раскрасить его жизнь своими красками. А можно и просто поставить себя на его место и прислушаться к себе. А чем бы закончилась подобная история, если бы она случилась со мной? А может она никогда со мной случится не могла? И почему именно так могло все быть, а не иначе? А что для меня любовь? Как я ее понимаю?
Такое впечатление, что Михаил Сегал проводит своего рода тестирование. Ему интересно, чтобы зрители реагировали, а как мы будем реагировать, должно быть интересно нам.
Ему удалось сделать очень поэтическое кино, с совершенно особым настроением, которое нельзя не почувствовать и которое кого-то бесит, а кого-то умиляет. Впрочем, как и фраза о том, что «слоны могут играть в футбол».
Публикация о. Вячеслава Перевезенцева
от 11 февраля 2019 года на www.facebook.com