К сожалению, очень редко удается выбраться в Москву в кинотеатр, вчера получилось. Хотели посмотреть «Холодную войну» Павликовского, его «Ида» мне очень понравилась, но попали на «Место встречи» (2017) Дженовезе, хотя его «Идеальные незнакомцы», по душе пришлись не очень.
Увы, опять скорее, если не разочарование, то и не восторг. Да, фильм, вроде бы, сделан по интересной истории, именно на нее мы и клюнули:
«Девять человек приходят в одно и то же место на встречу к таинственному Незнакомцу в надежде, что он исполнит их сокровенные желания. Загадочный мужчина может претворить в жизнь всё, что они захотят. Но за определенную цену… В обмен на осуществление мечты, каждому из гостей предлагается выполнить необычные задания. Чем сложнее исполнение этой мечты, тем выше цена. Каждый из героев должен сделать свой выбор – как далеко он готов зайти, чтобы получить желаемое. И так ли случайны судьбы посетителей этого места встречи?»
И то, что история эта не оригинальна и фильм Дженовезе своего рода ремейк, было не важно. Важно было то, что хороший режиссер с прекрасными актерами собирается говорить на серьезные темы. Актерские работы, и правда, великолепны, причем все. И снято хорошо, лаконично, по театральному, но смотрится фильм на одном дыхании.
А что же тогда не так? Как и в «Идеальных незнакомцах» не очень понятно, а что, собственно, режиссер нам хочет рассказать? Что скелеты есть в шкафу у каждого? Что человек есть существо, жаждущее и алчущее? Скажи мне, что ты желаешь и я скажу тебе, кто ты? Что за все надо платить и что бесплатный сыр бывает только в мышеловке? Все это очевидно. Впрочем, есть в этом фильме, как мне показалось, и не совсем очевидная вещь – человек может стать лучше, выше своих желаний, но для этого ему необходимо с ними встретиться.
Собственно, отсюда и название фильма «The Place» – место, где человек может встретиться с собой. Помогает этой встрече загадочный персонаж, который кушает и любит кофе, но уже 100 лет не спал.
Кто он? Что-то вроде Булгаковского Воланда, посетивший вновь наш бренный мир, только теперь не сталинскую Москву и москвичей, «которых испортил квартирный вопрос», а обыкновенных итальянцев, мало чем отличающихся от французов или от тех же москвичей, но уже XXI века.
«Так кто ж ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». (Гете «Фауст»). Загадочный уставший персонаж из кафе «The Place», похоже, зла не хочет, он хочет спать. Он просто олицетворяет закон, по которому устроен мир. Закон печальный и лучше всего его сформулировал именно Воланд: «Чтобы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела Земля, если бы с неё исчезли тени?» Но Воланд, на то и Воланд, что он лжец.
«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы»(1Ин.1.5). Бог не нуждается в «тенях», расставляемых сатаной. Да, «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит»(Мф.18:7). Для того, чтобы быть на стороне добра, совсем не обязательно прикасаться злу. Или по-другому нельзя? Если режиссер хотел нас подвести к этому вопросу, то ему это удалось.
Мне не хватило в фильме эмоций, переживаний, интриги, но поводов задуматься в картине не мало. Наверно, для интеллектуального кино, это самое главное, просто я не совсем любитель именно такого кино.
Публикация о. Вячеслава Перевезенцева
от 23 января 2019 года на www.facebook.com