Посмотрели еще одну премьеру прошлого года – «Холодное танго» Павла Чухрая. П. Чухрай, увы, снимает очень мало, но то что ему удается снять, отличное кино. «Холодное танго» – это завершающий фильм в трилогии о нашем недавнем (советском) прошлом. О прошлом, которое, для многих из нас знакомо далеко не только по книгам, но которое, остается и может быть делается сегодня еще более, противоречивым.
Первые два фильма из этой трилогии – «Вор» (1997 г.) и «Водитель для веры» (2004 г.) имели огромный успех, ждет ли такой успех последний фильм? Не уверен, думаю, что скорее всего нет. И дело совсем не в мастерстве П. Чухрая и вообще не в кино. Сразу скажу, что по мне так фильм сделан просто отлично. Может быть несколько в телевизионной, точнее сериальной манере, но для кого-то это может быть даже плюсом. Прекрасные актерские работы, особенно Юлии Пересильд и Сергея Гармаша, операторская работа, лихо закрученный сюжет. Все что необходимо для успеха не только среди критиков и специалистов, но и у зрителей, как мне кажется на лицо. Но… тема. Неоднозначность, сложность, трагичность нашего недавнего прошлого, у многих вызовет сегодня скорее неприятие, чем интерес. 20 лет назад, да, пожалуй, и 10 лет назад, было бы по другому. А сейчас такого рода кино, боюсь может восприниматься как своего рода идеологическая диверсия, но или хотя бы как непатриотическое кино, а потому… нам такое кино не нужно. Очень бы хотел ошибаться. Интересно покажут ли его на канале «Россия 1», который вроде бы купил права.
Впрочем, фильм П. Чухрая совсем не идеологичен. Автор ни собирается открывать нам глаза на суровую правду нашей истории или учить жизни. Он рассказывает историю любви. Историю очень драматичную, историю, которая разворачивается даже, не на фоне, а буквально внутри, другой истории и уже не просто драматичной, а в античном смысле трагической. Истории Европы середины ХХ века, на примере маленькой Латвии. И само это желание показать эту неразрывную связь между частной жизнью обыкновенного человека и тех исторических процессов в которые он буквально оказался погружен, не может не вызывать интереса. Нельзя ничего понять о том, что было в ХХ веке не прикоснувшись к судьбам, биографиям простых людей. И про этих людей ничего нельзя понять, если не знать, что за события разворачивались в те годы, когда им приходилось жить, любить, творить, умирать.
Часто бывает, что впечатление от одного фильма накладываются на другой, особенно если ты их посмотрел почти одновременно. В замечательной картине А. Кончаловского «Рай», которая рассказывает о том же времени, что и «Холодное танго», все очень определенно. Вот эти плохие, хотя и несомненно сложные натуры, а вот это хорошие, хотя и не без слабостей. И ни какой загадки перед кем же откроются врата Рая нет.
Чухрай снимает совсем другое, не черно белое, как у Кончаловского, кино. Его кино очень красочное яркое и сложное. Нет, какой-то «правильной картинки», где нам стало бы ясно, кто в раю, а кто в аду. Его герои живут внутри страшного времени, которое не щадит никого.
«Прожить всю жизнь с чистою совестью – это редкий дар, мало кому это удается», – сказал режиссер в одном из интервью. В его картине это не удалось никому. Никому не удалось совершить последний подвиг, который бы искупил череду предательств, через которую пришлось пройти. Может быть именно про это время писал гениальный Венечка Ерофеев, хотя и был чуть младше героев картины П. Чухрая: «Я бы согласился жить на земле вечно, если бы мне прежде показали на земле уголок, где не всегда есть место подвигу».
Подвиг это прекрасно и фильмы о подвиге очень нужны. И хорошо, что такие фильмы сейчас снимают. Обязательно посмотрю и про подвиг космонавтов («Салют 7») и о подвиге баскетболистов («Движение вверх»), но, как мне кажется, нужны и такие фильмы где человек не вырастает до подвига, но при этом не перестает быть человеком.
А еще, конечно, весь ужас войны, и особенно гражданской войны понимаешь, когда видишь вот такое кино. Как эта война беспощадно уродует, калечит людей, как ее последствия не исчезают вместе с ней, как она еще долго держит свои жертвы в цепких объятиях. Война расчеловечивает. Она превращает людей, неплохих людей, нормальных в… «угольщиков». Отец главной героини работает угольщиком, который подвозит уголь нацистам, расстреливающим евреев, а заодно подторговывает и оставшимися после них вещами. «Угольщики» таким было первое название фильма. Может быть, от того и так страшен, этот фильм, что ты не можешь не спросить себя – а ты не стал бы таким угольщиком? А чтобы не стать, какую цену ты готов был бы заплатить?
Танго, с какого-то африканского наречия переводится как «танец под звук барабана». Вот о таком страшном танце под музыку войны рассказал нам Павел Чухрай. И этот танец надо смотреть.
Публикация о. Вячеслава Перевезенцева
от 4 января 2018 года на www.facebook.com