Еженедельник «Черноголовская газета», № 46 (1377) от 16 ноября 2017 года, стр. 9
Дань памяти.
В Черноголовке установлен и освящен Поклонный крест
11 ноября в Черноголовке был освящен установленный на Центральной улице Поклонный крест – в память обо всех пострадавших в годы гонений после 1917 года. Торжественная церемония состоялась при большом стечении народа, на месте предполагаемого строительства Храма в честь новомучеников и исповедников Российских.
Традиция установления поклонных крестов повсеместно возрождается в нашей стране. Сегодня их можно увидеть при въезде в города, рядом с храмами, на возвышенностях, вдоль дорог. Поклонный крест, по словам святых отцов, – это символ Божией любви, нашего духовного спасения и призыв к молитве.
Собравшийся на Центральной улице народ с любопытством рассматривал величественную композицию. Устремленный ввысь, черноголовский крест имеет традиционные пропорции, его высота – 5 метров. При этом, как мы уже рассказывали нашим читателям (№ 44 “ЧГ” от 2 ноября 2017 г., стр. 11), в металлическую конструкцию введена символика жестокого XX века: в специальные ниши вставляются камни со святых мест, где погибли российские люди. В общую композицию включены 4 аллегорических образа, олицетворяющие все четыре, упраздненные 11 ноября 1917 года, сословия.
До начала церемонии вокруг монумента несли вахту скауты-разведчики. Несмотря на промозглый день, дружина «Черноголовль» стойко дежурила вместе с ребятами из «Богородска» (г. Ногинск) и «Преображение» (г. Москва), сменяя друг друга.
Наконец в назначенное время приехали священнослужители, и долгожданное открытие началось. Состоялся молебен на освящение вновь сооруженного Креста, который совершил благочинный Богородского округа протоиерей Марк Ермолаев вместе со священниками благочиния.
Первым обратился к собравшимся протоиерей Марк Ермолаев, благочинный Богородского округа:
“Этот Крест имеет много смыслов. Это мемориал всем жертвам, которые в годину лихолетья претерпели страдания, изгнание, приняли смерть за то, что сохраняли верность Богу, Церкви, собственной совести. Сам по себе Крест есть знаменье победы над смертью. Он заставляет нас о многом задуматься, изменить свою жизнь, взять свой крест и следовать за Христом”.
Благочинный горячо поблагодарил всех потрудившихся, кто оказал поддержку о. Вячеславу, главному инициатору строительства, и талантливым людям, создавшим этот монумент.
Слово – автору художественного проекта Артемию Родионову, художнику-монументалисту:
В четырех скульптурных аллегориях, установленных вокруг Поклонного креста, я хотел отразить ту трагедию, которая выпала на долю всего русского народа. Среди пострадавших было не только духовенство, но также дворянство, крестьянство, городские обыватели, чиновники, ученые, ремесленники, учителя, купцы, – все представители огромного народа Российской империи. Вот этот безмолвный колокол – символ запрета на проповедь слова Божия… Сноп хлеба, обвитый цепью, символ несвободы… Лагерный рельс заменил колокольный звон на набат, поднимавший людей на подневольный труд… Здесь и книга, которую невозможно открыть, потому что она тоже распята. В этих аллегориях я попытался сделать переход от Креста новозаветного к новомученикам, фактически нашим современникам, которые жили в XX веке. Этот памятник – о встрече с Богом, которая должна случиться так или иначе в жизни каждого человека. Хочется, чтобы этот день приблизил Черноголовку к Храму новомучеников и исповедников Российских”.
Завершил торжественную церемонию протоиерей Вячеслав Перевезенцев, настоятель Храма Святителя Николая в с. Макарово:
“Та встреча, о которой говорил Артемий, действительно должна состояться в жизни каждого из нас. Но, увы, мы не так хорошо знакомы с жизнью и подвигом новомучеников и исповедников XX века. И нам нужно это знакомство продолжить. Важно – этот Крест, перед которым мы сегодня собрались, посвящен не только тем, кто пострадал за веру. Мы отдаем дань памяти людям, попавшим в страшные годы гонений под жестокое “красное колесо”, – кто был изгнан, оказался в темнице, пролил свою кровь. Их имена знает Господь, но и мы не должны о них забывать. И этот Крест будет нам напоминать о Божией любви, о подвиге новомучеников, ведь они подарили нам возможность жить и идти по пути спасения”. Скаутская дружина вручила о. Вячеславу привезенный с Бутовского расстрельного полигона камень – его вмонтируют в общую конструкцию Креста.
Зажженные людьми лампадки нежно обвили красной светящейся лентой гранитный постамент…
Новомученики и исповедники Российские XX века, кто они? По словам игумена Дамаскина (Орловского), секретаря Синодальной комиссии по канонизации святых, внимательно изучаются все документы и личное дело человека во время следствия. Новомученики – это те, кто до самой своей гибели оставался верен Церкви и вере Христа, не называл во время допросов другие имена. Исповедники отличаются от новомучеников лишь тем, что не были убиты во времена гонений.
Валентина Ивановна КОЗЛОВА, из семьи репрессированных, жительница г. Черноголовка:
– Мы – репрессированные. Когда мне было 7 лет, нас выселили из Москвы во Владимирскую область. Слава Богу, не расстреляли! Жили трудно, в бараке. То, что поставили этот Крест – великое дело. Я буду к нему приходить в день памяти папы. Для меня это святое.
Источник: inchernogolovka.ru
“Россия в XX веке. Трагедия и величие”
После освящения Поклонного креста в Черноголовке прошла историческая конференция “Россия в XX веке. Трагедия и величие”. 11 ноября Дом ученых распахнул свои двери для тех, кому была интересна история нашей страны в изломах первой половины XX века, ее духовные взлеты и поражения.
Гостей встречала выставка, размещенная в фойе. Она была посвящена новомученикам и исповедникам Богородского края. Центральный стенд рассказывал о преподобномученице Александре Дьячковой, уроженке деревни Черноголовка, прихожанке Свято-Никольского храма с. Макарово.
Открыл конференцию о. Вячеслав, настоятель Свято-Никольского храма с. Макарово:
“Важно, что сегодняшнее освящение Поклонного креста продолжено именно этим разговором. Город Черноголовка стоит на русской земле. И все мы так или иначе причастны к истории этой земли. Трагический период после 1917 года – напоминание о том, что мы принадлежим одному народу, и об этом забывать нельзя. Память делает человека человеком, общество – обществом. Наш разговор – только начало общего диалога”.
Программа мероприятия получилась настолько насыщенной и глубокой, что многие темы выступлений приглашенных гостей требуют отдельного и большого осмысления – к сожалению, не в формате этой заметки.
Алексей Беглов, канд. исторических наук, сотрудник Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН, подробно остановился на разных этапах отношений Церкви и государства с 1917 г. и до конца 80-х гг. Протоиерей Алексей Уминский, настоятель храма Св. Троицы в Хохлах, рассказал о судьбах разных людей, которые были потом, после смерти, причислены к лику святых. К сожалению, мы знаем об этом ничтожно мало, несмотря на множество книг и документальных фильмов.
Также для черноголовцев выступили историк Феликс Разумовский и протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Св. Новомучеников и исповедников Российских в Бутово. Настоятель храма на расстрельном Бутовском полигоне напомнил известное выражение: война заканчивается тогда, когда будет похоронен последний солдат. Наш долг – сохранить память о людях, пострадавших в годы репрессий, восстановить имена из забвения.
В 1937 году, незадолго до своего расстрела, митрополит Серафим (Чичагов) сказал:
«Гонение окончится, и Православие снова восторжествует. Сейчас многие страдают за веру, но это золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства».
Эти слова оказались пророческими. Действительно, Православная Церковь канонизировала около 1800 новомучеников – и в их числе митрополита Серафима. Это были подлинные герои ХХ века, великаны духа, молитвы.
Источник: inchernogolovka.ru
Текст – Анна СТОЛИНА.
Фото – Анастасия Мушенок