Проповедь в Неделю 25-ю по Пятидесятнице

«Проповедь в Неделю 25-ю по Пятидесятнице»
(Протоиерей Петр Коротаев,
Клирик Иоанно-Предтеченского храма с. Ивановское.
10 декабря 2021 года)
 
Новгородская икона Божией Матери «Знамение». Проповедь в Неделю 25-ю по Пятидесятнице.
 
Что же мы празднуем в этот день?

Вот что произошло в 1170 году у стен Великого Новгорода, столицы средневековой республики северных славян. Обратимся к истории… Кровавая, жуткая страница истории отечества, отечественных распрей и междоусобиц «православной» Руси.
 
Великий князь Андрей Боголюбский, к тому времени используя все возможные средства, сумел подчинить себе Киев, многие княжества Юга , Центра и Запада Руси. Новый центр власти — Владимиро- Суздальское княжество.
 
Великий Новгород не входил в эту новую властную структуру, удачно торговал и производил, успешно занимался сельским хозяйством … В своё время Ярослав Великий, за плодотворное сотрудничество даровал Новгородцам бессрочное право свободно приглашать в Новгород на княжение Ярославовых детей и внуков; Новгородцы избирали себе князей, но и изгоняли (Святослава) если те не удовлетворяли их чаяниям. Этот факт, так же как и экономические успехи и достаток Свободного города, нестерпимо раздражало Владимиро-Суздальского Государя. Андрей, имея опыт покорения древней южной столицы Государства, вознамерился смирить и Новгородцев, называемых теперь мятежниками .
 
Он собирает полки владимирцев, суздальцев, рязанцев, муромцев, половчан, ставит во главе своего сына Мстислава и посылает к Новгороду, чтобы раз и навсегда решить «проблему». Мстислав же нарушает обычное правило того времени — обещать расправу предводителям «мятежа» или врагам отвергнутого и выставленного с позором Святослава. Понятно, Великий Князь за последнего — горой. Так вот, Мстислав не стал хитрить, а запросто вокруг Новгорода жег села, убивал земледельцев, уводил женщин с детьми в рабство. Известия о подобных жестокостях только больше подвигли Новгородцев до последней капли крови защищать свой Город и уклад Свободы.
 
«Новогородцы напоминали друг другу о судьбе Киева, опустошенного союзным войском; о церквах разграбленных, о святынях и древностях похищенных; … бились с остервенением. Архиепископ Иоанн, провождаемый всем Клиросом, вынес икону Богоматери и поставил на внешнем деревянном укреплении, … Стрелы сыпались градом: одна из них, пущенная воином Суздальским, ударилась в икону; что сия икона обратилась лицом к городу; что слезы капали с образа на фелонь Епископа …» — читаем у Карамзина.
 
Это происшествие, однако, не осталось незамеченным среди нападавших, и, более того, произвело ошеломляющее и парализующее действие на союзников. Чем и воспользовались новгородцы.
 
Новгородцы одержали внезапную, нелогичную, полную победу. Взяли в плен огромное количество воинов из нападавших. Их за бесценок, с позором продавали домой — в Суздаль, Владимир, Рязань….
 
И причиной этого парадоксального везения было усмотрено заступление Девы Марии, чудо, которому Новгородцы установили ежегодное празднование благодарности 27 ноября. «Вера, готовность к самопожертвованию, могли действительно произвести такое чудо — то есть вселить в сердца мужество, которое, изумляя врага, одолевает его силу.»
 
Совершенно замечательно, что этот праздник перестал быть исключительно Новгородским, приобрёл популярность по всей Руси и в зарубежье . Внесен в общецерковный календарь. Празднуется и нами, потомками владимиро-суздальцев и их союзников, ведь нам до Владимира и Суздаля- рукой подать, наше отечество. И мы радуемся тому, что Бог посрамляет тех, кто задумывает зло и теряет не только Христов образ, но и просто человеческий облик. Радуемся, хотя этими злоумышленниками были наши с вами предки.
 
Точно так, в праздник Покрова Божьей Матери, мы торжествуем вместе со спасенными греками поражение наших соплеменников, славян, задумавших грабить беспомощный ЦарьГрад. Как велико искушение считать, что «наши» всегда лучше, всегда правда — то что мы подразумеваем, правда, то что находится в сфере наших желаний… Как часто патриотизм зашкаливает, ослепляет.
 
Чудесно, удивительно, когда человек может смириться перед Богом и может торжествовать собственное уничижение. Блаженно радоваться нам Божьему вразумлению, а значит приобретать богосыновство, становиться сынами Света (в заамвонной молитве — Отец светов). Чудесно, что человек способен к трезвлению от самохотения, гордыни, самовластности…

С Праздником Знамения Божией Матери, друзья!
 
И возьмём как знамя — желание быть покорными Слову, Богу.

Источник:
Информационный портал Богородское благочиния
— bogorodsk-blago.ru