Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник).
Проповедь протоиерея Вячеслава Перевезенцева.
Храм Святителя и Чудотворца Николая (село Макарово).
Утешение Иоанна Крестителя
Cегодня, в Крещенский сочельник, в храме за Литургией читался отрывок из Евангелия, где говорится о проповеди на берегах Иордана пророка Иоанна Крестителя, которая предшествовала крещению Иисуса из Назарета, нашего Спасителя. Иоанна называли Крестителем, т.к. он приходящих к нему призывал к покаянию и омывал (крестил) водами Иордана. Иоанн вел суровый образ жизни, он был великий аскет и пустынник и проповедь его была сурова: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?… Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода срубают и бросают в огонь»(Лк.3:7,9). И все же завершает свой рассказ евангелист Лука такими словами: «Многое и другое благовествовал он народу, утешая его»(Лк.3:18). Какое же утешение мы можем найти в словах Иоанна Крестителя?
Многие идя на Иордан, движимые не столько праздным любопытсвом, но укорами своей совести и желая с помощью Божией изменить свою жизнь, думали что, конечно же, строгий отшельник, который «имел одежду из верблюжьего волоса, а пищею его были акриды и дикий мед»(Мф.3:4) призовет их за собой в пустыню, подальше от мирской суеты и соблазнов, только там можно спастись и угодить Богу. А как же дома, семьи, поля и пастбища? И вот то, что они услышали от Иоанна на Иордане было поразительно. Пророк никуда их не звал, изменить нужно было не место, а свое сердце, отвернуться нужно не от мира, а от своего эгоизма.
«И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем»(Лк.3:10-14).
Это и есть покаяние (метанойя), слово, которое буквально с греческого переводится как – перемена ума. Перемена ума или сердца, т.е источника наших желаний, от любви к себе, к любви к Богу и ближним. Перемена самого образа, способа жизни. На самом деле суровый проповедник покаяния Иоанн Креститель показывал народу путь к той цели о которой мечтали и мечтают многие. Он показывал путь к подлинному счастью. Ведь все же мы догадываемся, что счастье там где любовь, только любовь бывает разная. Современный старец Порфирий Кавсокаливит говорит об этом так: «Если люди хотят, чтобы их любили, то терпят неудачу. Истина же состоит в том, чтобы интересоваться не тем, любят ли тебя, но любишь ли ты сам Христа и людей. Только так может наполниться существующая в душе пустота».
Это изменение ума (покаяние), этот труд любви очень не прост. И Иоанн Креститель говорил приходящим к нему, что они в этом своем подвиге не будут одни. «Я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем»(Лк.3:16). Он говорил об Иисусе, к встрече с которым он готовил людей, потому его и назовут Предтечей. И надежда на эту встречу и было главным утешением народа. Но встреча эта возможна только, если человек встанет на путь покаяния и захочет менять образ своей жизни.
Этого желания и помощи Божией хочу и пожелать всем нам! Учится любви и просить помощи Божией в этом не легком, но самом важном деле нашей жизни! С праздником!
Публикация о. Вячеслава Перевезенцева
от 18 января 2017 года на www.facebook.com
Церковнославянский | Синодальный | ||
3:1 | Въ пятое же надесяте лѣто владычества тиверiа кесаря, обладающу понтíйскому пилату Иудеею, и четвертовластвующу Галилеею ироду, Филиппу же брату его четвертовластвующу итуреею и трахонитскою страною, и лисанiю Авилинíею четвертовластвующу, | В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, | |
3:2 | при архiереи аннѣ и каiафѣ, бысть глаголъ Божiй ко Иоанну захарiину сыну въ пустыни. | при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. | |
3:3 | И прiиде во всю страну Иорданскую, проповѣдая крещенiе покаянiя во оставленiе грѣховъ: | И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, | |
3:4 | якоже есть писано въ книзѣ словесъ Исаiи пророка, глаголюща: гласъ вопiющаго въ пустыни: уготовайте путь Господень: правы творите стези его: | как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; | |
3:5 | всяка дебрь исполнится, и всяка гора и холмъ смирится: и будутъ стропотная въ правая, и острiи въ пути гладки: | всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; | |
3:6 | и узритъ всяка плоть спасенiе Божiе. | и узрит всякая плоть спасение Божие. | |
3:7 | Глаголаше же исходящымъ народомъ креститися от него: порожденiя ехиднова, кто сказа вамъ бѣжати от грядущаго гнѣва? | Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? | |
3:8 | Сотворите убо плоды достоины покаянiя: и не начинайте глаголати въ себѣ: отца имамы Авраама: глаголю бо вамъ, яко можетъ Богъ от каменiя сего воздвигнути чада Аврааму. | Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. | |
3:9 | Уже бо и сѣкира при корени древа лежитъ: всяко убо древо, не творящее плода добра, посѣкается и во огнь вметается. | Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. | |
3:10 | И вопрошаху его народи, глаголюще: что убо сотворимъ? | И спрашивал его народ: что же нам делать? | |
3:11 | Отвѣщавъ же глагола имъ: имѣяй двѣ ризѣ, да подастъ не имущему: и имѣяй брашна, такожде да творитъ. | Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. | |
3:12 | Прiидоша же и мытари креститися от него, и рѣша къ нему: учителю, что сотворимъ? | Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? | |
3:13 | Онъ же рече къ нимъ: ничтоже болѣе от повелѣннаго вамъ творите. | Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. | |
3:14 | Вопрошаху же его и воини, глаголюще: и мы что сотворимъ? И рече къ нимъ: ни когоже обидите, ни оклеветавайте: и доволни будите оброки вашими. | Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. | |
3:15 | Чающымъ же людемъ, и помышляющымъ всѣмъ въ сердцахъ своихъ о Иоаннѣ, еда той есть Христосъ, | Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, – | |
3:16 | отвѣщаваше Иоаннъ всѣмъ, глаголя: азъ убо водою крещаю вы: грядетъ же крѣплiй мене, емуже нѣсмь достоинъ отрѣшити ремень сапогу его: той вы креститъ Духомъ святымъ и огнемъ: | Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. | |
3:17 | емуже лопата въ руку его, и отребитъ гумно свое, и соберетъ пшеницу въ житницу свою, плевы же сожжетъ огнемъ негасающимъ. | Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым. | |
3:18 | Многа же убо и ина, утѣшая благовѣствоваше людемъ. | Многое и другое благовествовал он народу, поучая его. |