Пятница. Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная.
Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.
Собор Архангела Гавриила.
Проповедь протоиерея Вячеслава Перевезенцева.
Храм Святителя и Чудотворца Николая (село Макарово).
Что есть вера? И так ли невинна глупость?
Сегодня за литургией преждеосвященных даров мы как обычно слышали две паримии из Ветхого Завета.
В книге Бытия говорилось о благословении Авраама. «И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего… И пошел Авраам, как сказал ему Господь»(Быт.12:1,4). История богоизбранного народа начинается с призвания Авраама. Но не только. История веры тоже начинается с Авраама. Тот, Кто был «прежде нежели был Авраам»(Ин.8:58), говорит о увероваших и ставших на путь спасения, что они «сыны Авраама»(Лк.19:9). Ап. Павел называет его «отцом всех верующих»(Рим.4:11), а Серен Кьеркегор «рыцарем веры». В чем же состоит вера Авраама? В послушании Богу. Авраам говорит Богу «да». И с этого «да» начинается история народа Божия. Вчера мы слышали о том, как Дева Мария сказала Богу «да» и с этого началась история нашего спасения. И вера, каждого из нас, есть это наше «да» Богу, наше послушание Ему, только это и ничто иное, будь то наши эмоциональные или эстетические переживания, философские откровения или идеологические принципы.
Отрывок из книги Притч начинался так: «Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим. Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян»(Притч.14:15,16). Тема мудрости и глупости одна из основных для этой книги Ветхого Завета, неслучайно ее авторство приписываю царю Соломону.
Может быть если есть вера, то ум и не обязателен? Вера есть путь, только имея веру мы можем достичь цели – спасение. Ум же, или знания, сами по себе нас не приблизят к цели, но ум подобен фонарю освещающему путь. Свет этот позволяет не сбиться с пути. Итак вера и знания дополняют друг друга. Хорошо об этом говорил свят. Филарет Московский: «Вера не во вражде с истинным знанием, потому что она не в союзе с невежеством».
Была даже такая ересь – «гносеомахия» (борцы со знанием), о которой упоминает преп. Иоанн Дамаскин в своем списке ересей. Вряд ли среди нас есть такие кто борется со знаниями, но немало, тех кто убежден, что всему уже научился. Или просто считает, что учиться не так важно, важнее верить и делать добрые дела. Последнее, несомненно правильно, и вера и добрые дела важнее, но и ученичество есть нечто иное как дело веры. Господь называет своих последователей только одним словом – «ученики». Посылая апостолов на проповедь Евангелия, Он говорит им: «Идите и научите»(Мф.28:19). Мы не можем быть учениками только в начале нашего пути, мы остаемся ими на протяжении всего пути. А это значит, что учится мы должны постоянно, читая Священное Писание, святых отцов, богословов и просто умных и мудрых людей, сомневаясь и вопрошая, взыскуя и обретая.
И глупость это не просто наше не знание каких-то вещей, не низкий IQ, плохая сообразительность или способность логически мыслить, это наше не желание учиться. «Не тот глуп, кто не знает, а то, кто знать не хочет» (Г.Сковорода).
Но глупость опасна еще и тем, что она проявляется не только в ментальной сфере, но и просто по жизни. Как мы слышали сегодня: «Глупый раздражителен и самонадеян»(Притч.14:16). Раздражителен может быть и не глупый человек, а вот самонадеянность почти всегда проявление именно глупости. Замечательно об этом сказал Альберт Эйнштейн: «Самая большая глупость – это вновь делать тоже самое и надеяться на другой результат». О, как это на нас похоже, на каждого в отдельности и на всех вместе (народ). Нам так необходимо учиться. Учиться верить, учиться мыслить. Причем верить дерзновенно, подобно Аврааму и мыслить точно потому, что «Дьявол играет с нами, когда мы не мыслим точно» (М. Мамардашвили). Учиться выделять опыт из прожитого, осмысляя его в свете Божьего замысла о нас, тогда у нас есть шанс перестать делать тоже самое и появляется надежда на будущее. Тогда и только тогда мы на пути к блаженству, ибо мы удаляемся от глупости и приближаемся к мудрости. А как сказал царь Соломон: «Блажен человек, который стяжал мудрость, и человек, который приобрел разум»(Притч.3:13).
Публикация протоиерея Вячеслава Перевезенцева
от 8 апреля 2016г. на www.facebook.com