Свт. Григория Двоеслова, папы Римского (604).
Прп. Симеона Нового Богослова (1021).
Проповедь протоиерея Вячеслава Перевезенцева.
Храм Святителя и Чудотворца Николая (село Макарово).
Проповедь за вечерней литургией преждеосвященных даров
в день памяти преп. Симеона Нового Богослова (25 марта).
Вечернее причастие раскрывает нам смысл поста, как приготовления. Пост сам по себе не имеет смысла, если он не приготавливает нас к цели, ради которой он совершается. Евхаристический пост (полное воздержание от пищи и пития) готовит нас к причастию Тела и Крови Христа Спасителя. Если литургия совершается утром, а она и совершается только утром, то мы этот евхаристический пост просто не замечаем, т.к. проводим его во сне. А вот если целый день, со всеми его заботами, делами, встречами и т.д., провести в ожидании Причастия, то это будет совершенно особый и очень важный в духовном плане опыт. Опыт, когда слова Христа – «Не хлебом единым жив будет человек» могут открыться нам с неожиданной стороны. Ибо одно дело знать эти слова когда хлеб всегда под рукой, а другое дело, когда его нет. Опыт, когда любое твое неосторожное слово или, тем более поступок, могут помешать вечером достичь цели – подойти с верою и любовью к Чаше Спасения.
Сегодня память преп. Симеона Нового Богослова. Я хотел бы привести из его обширного учения всего лишь одну фразу. «ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ ПОЗНАЕТ САМОГО СЕБЯ, ТО ЕГО НЕ СМОЖЕТ СПАСТИ ДАЖЕ САМ ВСЕМОГУЩИЙ БОГ». Поразительные, очень дерзновенные слова, как, собственно, многое из того чему учил этот Новый Богослов.
Казалось бы, эта мудрость совсем не новая и уж точно не только христианская. Многие учителя древности говорили об этом. На фронтоне храма Аполлона в Дельфах было написано – «Познай самого себя». Люди с древности знали как это важно и как это трудно, познать самого себя.
Трудно, ибо «легче увидеть бревно в глазу брата своего, чем почувствовать сучок в своем»(Мф.7:3). Трудно, потому что так страшно узнать правду про себя. Трудно, потому что мы убеждены, что все про себя знаем. Но вот, тот же преп. Симеон Новый Богослов, утверждал, что «все человечество находится в прелести». И прелесть эта, т.е. обман, иллюзия, главным образом касается знания о нас самих, о подлинном положении вещей.
Артур Шопенгауер, будучи очень наблюдательным человеком, как-то заметил: «Мать только тогда по настоящему узнает свой характер, когда наступят на ее ребенка». Не будем придираться к словам немецкого философа, пессимиста и мизантропа, мысль его понятна.
Его младший соотечественник Зигмунд Фрейд, так же, будучи крайне не высокого мнения о человеке, считал, что «если человека поставить в крайне тяжелую, пограничную ситуацию, то с него быстро спадет налет образованности, культуры, приличий и все люди мало чем будут отличаться друг от друга, а будут думать только об одном – как выжить любым путем». Его ученик, Виктор Франкл, который достаточно быстро отошел от своего учителя и пошел своей дорогой, оказался в этих условиях, о которых говорил Фрейд. Ему пришлось 4 года провести в нацистских концлагерях. И из этого ада он вынес убеждения, что «пограничная ситуация не нивелирует человека, а наоборот, раскрывает подлинную суть каждого человека». Он был свидетелем того, как кто-то оказавшись в концлагере очень быстро терял волю и способность сопротивляться превращаясь в овощ, кто-то превращался в зверя, а кто-то, несмотря ни на что оставался человеком.
Из всего этого мы видим, что для того, чтобы познать себя, иногда важно оказаться в трудной, не обычной ситуации. Да, слава Богу, нам не знакомы условия лагеря или тюрьмы. Но иногда Господь нас, как бы, выкидывает из обыденности, изменяя привычный ход событий. И это не только повод для сетований и ропота, но и возможность ближе узнать себя.
Иногда, такой привычный ход вещей нарушается по календарю – это время Великого поста.
Часто приходится слышать: «Как пост – так одни искушения, какие-то мы становимся раздражительные, не терпеливые, злые и т.д.; мол бесы замучили». Но бесы могут быть здесь совсем не причем, просто в условиях когда «наступают на нашего ребенка (нашу самость)» нам открывается наш подлинный характер.
Господь дает нам увидеть себя. Не для того, чтобы мы по благочестивой привычке с сокрушением произнесли, что «мы первые из грешников, и нет хуже нас и т.д.», а для того, чтобы мы увидев себя, и ужаснувшись, захотели измениться.
Ибо как измениться, если я не вижу, что надо менять? Как захотеть лечить язву, если я не знаю, что она у меня есть?
Время, и в частности время Поста, дано нам для того, чтобы узнать себя и стать другими, предоставив Всемогущему Богу возможность нас спасти.
Публикация протоиерея Вячеслава Перевезенцева
от 27 марта 2016г. на www.facebook.com
Святитель Григорий Двоеслов, Великий, папа Римский
Тропарь святителя Григория Двоеслова, папы Римского, глас 4
Иже от Бога свыше Божественную благодать восприем, славне Григорие, и Того силою укрепляема евангельски шествовати изволил еси. Отонудуже у Христа возмездие трудов приял еси, всеблаженне, Егоже моли, да спасет души наша.
Кондак святителя Григория Двоеслова, папы Римского, глас 3
Подобоначальник показался еси Начальника пастырем Христа, иноков чреды, отче Григорие, ко ограде Небесней наставляя, и оттуду научил еси стадо Христово заповедем Его, ныне же с ними радуешися и ликуеши в Небесных кровех.
Читать житие святителя Григория Двоеслова
Преподобный Симеон Новый Богослов
Тропарь преподобному Симеону Новому Богослову, глас 3
Божественное озарение, Симеоне отче, восприяв в души твоей, светило в мире показался еси светлейшее, разгоняя того мракобесие и всех уверяя искати, юже погубиша, благодать Духа, Егоже прилежно моли даровати нам велию милость.
Ин тропраь преподобному Симеону Новому Богослову, глас 1
Внешния мудрости пребывая непричастен, Божественныя же преисполнен был еси последи и Новый Богослов воистинну всеми познася, Симеоне. Сего ради твою память, отче мудре, почитающе, тебе вопием: слава тя прославльшему Христу, слава тя дивна Показавшему, слава Действующему тобою всем исцеления.
Ин тропарь преподобному Симеону Новому Богослову, глас 4
Яко Света Трисолнечнаго зритель и таинственнаго Богословия сказатель, освященне Симеоне, отче наш, испроси душам нашим просвещения свыше и страстей отгони от нас мглу, яко бо, служитель велий Христов, всем подаеши полезная, преподобне.
Кондак преподобному Симеону Новому Богослову, глас 3
Светом просвещен Трисолнечным, Богомудре, Богослов явился еси Пребожественныя Троицы. Свыше премудростию словес обогатився, источил еси Богомудрия Божественный струй, от нихже пиюще, вопием: радуйся, треблаженне Симеоне Богонаученне.
Ин кондак преподобному Симеону Новому Богослову, глас 2
Яко Богослов Божий Божественнейший и молитвенник наш велий ко Господу, присно, Симеоне, моли даровали нам грехов прощение и живота исправление, преподобне
Молитва преподобному Симеону, Новому Богослову
Творение преподобнаго Никодима Святогорца
О богоносный и христоносный и духоносный отче Симеоне, Новый Богослове, преподобных похвало, иереев славо, богословов услаждение, молитвы умныя учителю, Бога прославльший и от Бога прославленный в житии твоем, паче же по смерти, земный ангеле и небесный человече, радосте духовная и душевное веселие нам, смиренным твоим рабом и недостойным твоим сыном, со благоговением и любовию празднующим священную и светоносную память твою! Приими песнь сию, юже приносим ти яко дар ничтожный и малейший, за великия благодатныя дары, ихже вси насладихомся, приемше я от тебе, из книги священных словес твоих, и не отвержи сию, яко твоего великолепия недостойну: отнюд бо немощни есмы, еже достойно восхвалити тя, толикаго богослова велия. И в житии сем сохраняй нас молитвами твоими от всякаго вреда душевнаго и телеснаго, видимых же и невидимых враг, моля непрестанно иже в Троице Бога, да сподобит и нас, смиренных, таинственно ощутити посреде сердца нашего умная действа божественныя благодати Святаго Духа, юже погубихом, увы! нерадением нашим и страстьми; в будущем же веце избави ны твоими сильными ходатайствы от страшнаго осуждения и муки вечныя, и сподоби нас вечнаго блаженства во Христе Иисусе, Господе нашем, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Пресвятым и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.