Вчера, вместе с друзьями, посмотрели фильм иранского режиссера Маджида Маджиди «Цвет Рая» (1999 г.).
Пару лет назад мы видели его предыдущий фильм «Дети небес» (1997 г.), который номинировался на Оскара, и он нам очень понравился, так, что сомнений, что это будет качественное кино у нас не было.
Фильм замечательный, очень красивый, добрый и мудрый. Да, кому-то он может показаться немного простоватым. Что ж, в нем, и правда, нет закрученного сюжета, интеллектуальных головоломок, мистических загадок и прозрений. И все же думаю, он не так прост, как может показаться.
«Фильм о слепом мальчике и отношениях в его семье. Деревенский слепой мальчик возвращается из интерната домой. Кроме любящих сестер и бабушки его встречает вдовый отец, который подыскал себе молодую жену и тяготится сыном-калекой…» – так написано на Кинопоиске. Написано, верно, но это лишь сюжетная канва, не более того.
Так, о чем же фильм? Фильм о человеке и Боге, о рае и аде, о грехе и добродетели.
Вот, что рассказывает сам режиссер о зарождении замысла фильма:
«Как-то мы привезли в летний лагерь на Каспий несколько слепых мальчиков. Они разбрелись по берегу. Каждый брал в руки какой-либо предмет, будь то щепка, лист дерева или камень, и старался прочитать пальцами то, что на них было написано. Как правило, они находили отдельные буквы или цифры и тихо проговаривали их… Один из ребят поднял плоский камень на берегу и, ощупывая его поверхность, стал медленно произносить «Ал… Ал-л… Аллах…». Я стоял рядом с ним и спросил его: «Что ты только что сказал?!». Мальчик провел пальцами по камню и ответил:» Здесь написано «Аллах»!». Тогда я взял этот камень, отнес его в другое место и спросил другого мальчика, есть ли что-нибудь необычное там? Он нащупал тот же камень и прочитал на нем пальцами… «Аллах. Здесь написано Аллах!». Меня бросило в жар!.. Я отнес этот камень в третье место и пригласил третьего слепого мальчика. Ребенок нашел этот же камень, потрогал его пальцами и прочел… «Аллах!». Я не могу передать ощущений, охвативших меня в эту минуту…
Так по воле Всевышнего родился сценарий к фильму «Цвет Рая», который и по сей день вызывает бурю эмоций у зрителей по всему миру…».
Главные герои этого фильма слепой мальчик и его отец, человек непростой судьбы, потерявший жену, вынужденный растить двух дочерей и сына-инвалида, прозябающий в нищете и не покладая рук работающий на семью. Отец, хороший человек, но он так хочет вырваться из той ямы, в которой он оказался, так хочет изменить свою жизнь, что готов даже на то, чтобы расстаться с сыном. Он угрюм, безрадостен, постоянно погружен в себя, занят собой и своей трудной жизнью. Мухаммед, его сын, наоборот, будучи слеп, очень тонко чувствует все, что происходит вокруг. И не просто чувствует, но и реагирует, хотя ему это и очень нелегко.
Кому из них тяжелее? Кто из них слеп по-настоящему? Кто нуждается в спасении и как его найти?
Я не буду отвечать на все эти вопросы, ответы есть в фильме и может быть кто-то захочет его посмотреть и найти эти ответы самостоятельно.
Скажу, еще только, что Маджиди поставил перед собой очень непростую задачу – дать нам возможность прикоснуться к Раю. Ад живописать легко, и примеров тому, что в кино, что в литературе предостаточно. А Рай? По мне, так иранскому художнику это удалось, а еще удалось сотворить удивительно прекрасный образ своего народа и своей страны, которой нас так пугают, но которую он так нежно любит.
И последнее, но важное, название этого фильма иногда переводят как «Цвет Бога». Наверное, на фарси это очень близкие слова, впрочем, как и у нас. Но, для исламской культуры с ее очень жестким принципом неизобразимости Бога, такое название заведомо провокативно. Художник, как бы спрашивает нас:
«Есть ли у нас шанс различить Того, Кто не зрим?»
Написал это и вспомнил древнюю восточную мудрость, которую читал у Толстого:
«Я могу показать тебе, – говорит мудрец, куда смотреть. Но я не могу дать тебе своих глаз».
Так, что – у Бога есть цвет, нужны только глаза, чтобы видеть.
Публикация о. Вячеслава Перевезенцева
от 14 января 2019 года на www.facebook.com