Есть такое кино, которое не сразу впускает тебя в свое пространство. И не потому, что кино это какое-то заумное, не понятное, бывает совсем наоборот. Фильм Тенгиза Абуладзе «Древо желания», который мы вчера посмотрели на киноклубе, придельно прост, кристально ясен. Может быть именно эта простота и мешает войти внутрь, пережить происходящее на экране, как что-то, что имеет непосредственное отношение к тебе? Но эта простота обманчива, это простота и ясность притчи, это язык почти Библейский. Ну, что не понятного в притче о блудном сыне или в рассказе о страстях Господа? Однако, вот уже два тысячелетия люди находят в этих образах каждый раз что-то новое для себя, заставляющее задуматься, а иногда и изменить саму жизнь, или не находят…
Нет, я не ставлю на одну доску Евангелие и кино, пусть даже и гениальное. Я стараюсь понять почему то, что сразу после просмотра не так сильно меня потрясло, не оставляет меня целый день? И ведь этот фильм вышел на экраны, пусть и очень ограниченно, ровно 40 лет назад. Разве это само по себе не чудо? И был ли еще более христианский фильм снят когда-нибудь и где-нибудь?
Один из жителей этого горного кахетинского села где происходят события фильма, видя как на его глазах разворачивается трагедия девушки, которую многие называли «солнцем, спустившимся на землю», в сердцах произносит: « Трех вещей вы не встретите на земле – лестницы в небо, моста на морем и справедливости в сердце человека». Так и было бы если бы не было Христа, Бога ставшего человеком. Он и есть наша «лестница в Небо», «мост над бушующим житейским морем» и «справедливость, а точнее, по слову апостола «Правда наша»(1Кор.1:30)»
Вчера после просмотра было обсуждение, но обсуждать такие фильмы очень не просто. Это скорее может быть разговор на вечные темы – добро и зло, мечты и практичность, порядок, традиции, закон и любовь, красота, и спасет ли она мир? И разговор этот будет подлинным и глубоким тогда, когда мы будем делиться своим опытом, пережитым, передуманным. И это очень не простой разговор, надеюсь, что у многих, кто будет смотреть и пересматривать этот великий фильм, он состоится.
Ниже, я привожу цитаты из рабочих тетрадей Тенгиза Абуладзе при подготовке к съемке «Древа желания». Надеюсь, что эти сами по-себе глубокие размышления великого грузинского режиссера, не станут ответом на все вопросы а пробудят желание мыслить самостоятельно.
«Фильм о людях. Которые умеют мечтать, о тех, чьи мечты озарены солнцем и светом. У моих персонажей разные идеалы, некоторые смотрят на Небеса, некоторые довольствуются земной жизнью. Одни похожи на сверхчеловека, кто-то просто ничтожество. О чем этот фильм? Какая проблема в нем?
Дело в том, что фильм д.б. ни о чем и при этом зритель должен найти ответы на все вопросы. Чем глубже идешь в тематику, тем осторожнее становишься.»
«Благо, доброта, красота потеряли бы цену если бы не существовала неблагодарность, зло, жестокость. Чем очевиднее зло, тем бесценнее добро. Если б не существовало уродство, мы бы не знали цену красоты.»
«Противоборство Мариты и Цицикоры можно воспринять как духовную драму человека и как трагедию всего общества в целом. Слепая и не грамотная сила темной власти приписывает себе справедливость и, как инквизиция, уничтожает все светлое. Ему не дано почувствовать духовные взлеты, не дано подняться на вершины, поэтому он все косит. Выше его никто не должен подняться.»
«О чем фильм?
1. Тотальный порядок убивает не только человека, но и саму жизнь. Мир, где человек не имеет право любить должен рухнуть.
2. Каждый проходит свою Голгофу. Не важно какой он человек, добрый или злой, все гибнут. Жизнь суета сует.
3. Единственная реальность – идеал. Идеал переносит нас в Вечность. Красота, она как цветочек, она требует нежности и теплоты, она не переносит холод и дерзость, она гибнет. Люди не убивайте в себе Мариту!»
«Для осмысления финала. У нас большое желание увидеть среди сельских жителей ту силу, которая ожидает Прекрасное. На самом деле Прекрасное точно существует. Может быть дети? Дети двуликий образ. Со временем они становятся Илиозем и ли Цицикором, ангелами или бесами. Но необходимо обнаружить Прекрасное здесь и сегодня, увидеть его рядом, там где практически увидеть Прекрасное невозможно.»
«Найти Прекрасное помогает само Прекрасное. Оно жертвует собой, чтобы мы могли познать его. Смерть Христа стала началом рождения Христа в сердцах людей. Смерть Мариты должна вызвать искреннее покаяние у толпы. Толпа должна испытать боль жестокости безвинной смерти. Когда есть страдание, тогда есть и потребность в раскаянии и появляется свет спасения. Только горе открывает нам великое и светлое».
Марита должна спасти свой народ. Пройдя сквозь огонь, она заставляет людей поверить в бессмертие. Да, жизнь Голгофа, но стоит взойти на Голгофу, если там ты найдешь плод древа желания.»
«Суета сует и всяческая суета это главный девиз нашей духовно-церковной литературы. Почему этот мир невыносим? Потому что сегодняшний мир это результат грехопадения Человек отошел от Бога, и мир для него превратился в тюрьму; он должен освободиться от темницы зла, он просто обязан это делать. Человек создан для рая.»
«Представь, что завтра ты должен умереть. Наверняка ты иначе взглянешь на пройденную жизнь и предъявишь себе иные требования. Возможно, ты вдруг окажешься в тупике и поймешь, что вся твоя жизнь была бессмыслицей и подобна бегу плененной белки в колесе. Если представишь, что через две-три минуты тебя уже не будет, каким кладом окажется для тебя каждый миг из будущего, какими счастливыми глупцами покажутся люди, у которых впереди – целая жизнь, но они ее не ценят!? С каким почтением, с какой бережностью относился бы ты к жизни каждого человека. Как же нам не хватает сил, чтобы любить друг друга. Может, фильм плачет о мире без любви. Идея фильма – люди проснитесь!»
Публикация протоиерея Вячеслава Перевезенцева
от 22 января 2017г. на www.facebook.com