Для нового черноголовского сайта, посвященного проблемам воспитания и образования, попросили ответить на вопрос – как помочь ребенку найти желание учиться?
Экспертом в этой области я себя не считаю и ответа у меня, конечно, нет, но мысли кое-какие имеются. Вот так, несколько сумбурно, их изложил. Может быть кто-то захочет что-то добавить или с чем-то не согласиться, было бы хорошо.
1) Первое, что стоит сказать, это то, что желание учиться – это просто Дар, вот, как музыкальный слух или способность к рисованию, математике, танцам или футболу. У кого то он есть, у кого-то нет, а точнее, у кого-то он больше, у кого-то меньше. Дар. Можно вспомнить Чехова: «Умный любит учиться».
2) Как и любой дар он может быть развит, приумножен или закопан (см. евангельскую притчу о талантах (Мф.25:14-30)).
3) Что помогает раскрыть? Среда. А именно:
– родители, семья;
– друзья, близкий круг;
– школа, учителя.
Если это среда, где не только говорят, что надо учиться, но это среда, состоящая из людей (родители, учителя, друзья), которые сами любят учится, узнавать что-то новое, им это интересно – это хорошо.
Если это среда, в которой любознательность, знание престижно. Где ребенка спрашивают, что нового ты узнал, а не только какую оценку ты получил – это хорошо.
Собственно, тут нет ничего нового. Так бывает везде. И в спорте, и в искусстве. Если ребенок окажется в музыкальной школе, где учителя музыку не любят, но вынуждены ходить на работу, потому что кушать хочется и дома тоже не до музыки, телевизор и тот некогда смотреть, то даже если у ребенка есть талант у него мало что может получиться. И в спорте так. Кто-то сказал: «Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Зажечь может только тот, кто сам горит.
4) Правда, и факел не должен быть сырым. Так что среда (родители, учителя) это очень важно, но не все. Если ребенок, сам не захочет, особенно подросток, сделать мы тут мало что можем. Ни один человек, какой бы он не был прекрасный педагог, ни даже Господь Бог, не может изменить другого человека, если он того не хочет.
Значит, родителям, как и учителям, надо запастись терпением и смирением. Я знаю не мало случаев, когда это желание учиться просыпалось у молодых людей уже после школы. И наоборот, как многие прилежные ученики, заработав свои отличные аттестаты и дипломы навсегда теряли интерес к учению и познанию.
5) Но может быть самое важное, прежде, чем родителям мучаться над проблемой – как мотивировать свое дитя учиться, было бы хорошо самим ответить на вопрос – а зачем мы хотим, чтобы наши дети любили учиться? Ответ не так тривиален, как кажется на первый взгляд, если, конечно, быть честными перед собой.
И вот тогда, когда такая благоприятная для учебы среда, пусть не идеальная, но имеется, тогда можно думать, как конкретно помочь тому или иному ребенку. Дети все разные, даже в одной семье. Нужно ли заставлять, контролировать, помогать, поощрять, наказывать и т.д.? Нужно.
Каким образом и в какой мере? Все очень индивидуально. Очевидно, что в любом случае ребенок должен чувствовать внимание к себе, именно к себе, а не к своим оценкам, как со стороны родителей, так и со стороны учителей. И те и другие должны развивать в детях самостоятельность и любопытство. В идеале ребенок должен получать радость от процесса, но и привыкать что-то делать через не могу. Если он понимает зачем ему нужно потерпеть и потрудиться, он может пройти даже через очень скучную и рутинную работу с наименьшими потерями. «Если я знаю зачем, я могу вынести любое как».
Конечно, вряд ли возможно в этом деле обойтись совсем без принуждения и наказания. И все же в системе координат – «кнут или пряник», я на стороне пряника. Хвалить и поддерживать ребенка надо чаще и делать это искренне и творчески.
Публикация о. Вячеслава Перевезенцева
от 8 декабря 2016 года на www.facebook.com