Сегодня во время литургии преждеосвященных даров читался отрывок из книги Бытие, где говорится о том, как средний сын Ноя Хам не покрыл наготу отца своего и рассказал о ней братьям, за что был проклят он и весь род его(Быт.9:20-28). История хорошо знакомая даже тем из нас, кто плохо знаком с Библией. Только многим из нас кажется, что Хам повел себя в этой ситуации как-то особенно дерзко, цинично, нахально. Он, мол, непросто не покрыл наготу отца своего, но посмеялся над ней, вынес ее на всеобщее обозрение и т.д.. Но, вот, ничего подобного Библия нам не сообщает. Сказано предельно лаконично: «И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим»(Быт.9:22), Сим же и Иафет поступили по другому. Почему же у нас складывается такое, не совсем согласованное с текстом Писания, переживание этой истории? Потому что, думаю я, что сам этот грех Хама, давно стал нарицательным и, увы, в нашей жизни каждому из нас приходится с ним сталкиваться не раз.
Кто такой хам? Человек отличающийся грубым, наглым и резким способом общения. В своём эссе «Это непереводимое слово – „хамство“» С. Д. Довлатов отмечал, что Владимир Набоков, читая лекции в Корнельском университете американским славистам, так и не смог им «растолковать, что означает слово „хамство“». По мнению Довлатова, «хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом – умноженные на безнаказанность. Именно в безнаказанности всё дело, в заведомом ощущении ненаказуемости, неподсудности деяний, в том чувстве полнейшей беспомощности, которое охватывает жертву». Итак, грубость, наглость и безнаказанность. Но ничего этого мы не видим в поступке библейского Хама. Интересно, как происходила трансформация этого понятия? Может быть кто-то знает.
Но, а сам грех Хама, сына Ноя, становится для нас еще более актуальным и страшным. Потому что не все ходящие в Храм, молящиеся и постящиеся, все таки грешат грубостью и наглостью подпитанной безнаказанностью. Хотя, знаю, знаю, есть и такие, и это страшно. Но вот, кто может сказать про себя, что никогда не говорил другому, пусть очень близкому человеку, о грехе брата своего? Кто может сказать, что видя наготу ближнего своего, поспешил закрыть глаза и прикрыть ее?
И Библия говорит нам, что это не просто дурной, не хороший поступок, она говорит, что Бог проклинает того, кто поступает подобно Хаму и благословляет тех, кто как Сим и Иафет сокрывают наготу ближнего своего.
И, в связи с этими мыслями, как-то по особому слышались и слова из книги Притчей на сегодняшней службе: «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда»(Притч.13:3).
«Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих и дай мне зрети мои прегрешения, а не осуждати брата моего».
Источник:
– Публикация протоиерея Вячеслава Перевезенцева от 6 апреля 2016г. на www.facebook.com