Они встретились скоре всего лишь раз, в Вифании в доме Симона прокаженного за несколько дней до Пасхи. Женщина, которую православная богослужебная традиция считает в отличии от западной традиции не Марией Магдалиной и не Марией из Вифании, сестрой Лазаря, а «женой впадшей во многие грехи». Имя той грешницы мы не знаем, но знаем, что после того как она возлила на главу Иисуса драгоценное миро из алавастрова сосуда приготовляя Его тем самым к погребению, именно про нее Он сказал: «Истинно говорю вам: где не будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала»(Мф.26:13). И мужчина по имени Иуда, которого все называли Искариот, то ли потому, что он был вооружен кинжалом («сикарий»), так иногда называли зелотов, ревностных борцов за освобождения Израиля, но скорее всего, это прозвище было ему дано потому что он был единственный из всех апостолов не из Галилеи, а из иудейского города Кариот. Этот Иуда был не просто один из двенадцати апостолов, тех кого избрал сам Господь следовать за Ним, но и своего рода казначеем общины учеников Христа, он носил при себе ящик для сбора пожертвований и распоряжался им(Ин.12:6).
Блудница и апостол встречаются у ног Спасителя.
«Простре блудница власы Тебе Владыце, простре Иуда руце беззаконным: ова убо прияти оставление, ов же взяти сребреники».
Одна, «ощутив Его Божество», желает Ему послужить, другой испытав горькое разочарование, желает Ему отомстить.
Одна была великая грешница, но душа ее жаждала любви, настоящей любви, прощающей и возвышающей, и когда она ее встретила, она в порыве благодарности отдала все, что у нее было. Другой был среди апостолов, но жаден и вор, и помышлял только о том как насытить свою «несытую душу», и когда на его глазах произошла такая неразумная трата, его негодованию не было предела и в его душе зажегся адский огонь.
«О Иудина окаянства! Зряше блудницу целующую стопы, и умышляше лестию предания целование. Оная власы разреши, а сей яростию вязашеся, нося вместо мира злосмрадную злобу: зависть бо не весть предпочитати полезное. О Иудина окаянства! От негоже избави Боже, души наша».
Одна, может и не понимая, что делает, приготавливает Христа к погребению и и в ее сердце загорается надежда. Другой, в чьем сердце давно уже собиралась тьма, поняв, что после торжественного входа в Иерусалим, Христос не собирается становиться царем, окончательно выгоняет Его из своего сердца и тогда туда «входит сатана»(Лк.22:3).
Одна имела душу живую, жаждущую Бога и прощения, благодарную и щедрую, хотя и имела не мало грехов и пороков, заблудившись по жизни. И даже порочная жизнь не смогла убить ее щедрую душу. Другой был как никто близок к Богу, на нем лежала печать избранничества, уже не один год он следовал за Христом, но душу имел мелкую, скупую жадную, лицемерную и лживую. И даже близость к Богу и следование за Христом не смогли оживить его мертвую душу.
Одной было много прощено, ибо она много возлюбила. Другой тоже сильно любил, но исключительно себя и звонкую монету, потому и остался в конце концов со своими сребрениками, отказавшись от серебра Господа Своего, т.е. от самого дара жизни(Мф.27:5).
Две судьбы.
Грешница, про которую все знали, как она далека от Бога, но только Бог знал какую она имела душу и потому «сказано будет в память ее и том, что она сделала». И ученик, про которого все знали, как он близок к Учителю, но только Он знал, что «лучше было бы тому человеку не родиться»(Мк.14:21).
«Блудница приступи к Тебе, миро со слезами изливающи на нозе Твои Человеколюбче, и смрада зол избавляется повелением твоим! Дыша же благодать Твою ученик неблагодарный, сию отлагает, и смрадом одевается, сребролюбием продая Тебе. Слава Христе благоутробию Твоему».
Публикация протоиерея Вячеслава Перевезенцева
от 27 апреля 2016 г. на www.facebook.com