Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.
Сегодняшнее апостольское чтение – может быть, одно из самых важных для понимания сущности христианской веры.
Всякий, кто не имел, не переживал этот опыт, о котором пишет ап. Павел римлянам – опыт невозможности, экзистенциального ужаса и тупика – тот мало что поймет в христианском благовестии.
Чуть раньше, в этом же письме к христианам Рима Павел пишет, что у каждого есть совесть, она является внутренним законом, по которому и будет судиться человек, если он не знает закона Божьего.
Совесть – это та лакмусовая бумажка в душе каждого человека, которая указует человеку, подобно закону, что есть добро, а что зло. Если, конечно, совесть не повреждена, не сожжена.
Итак, совесть или закон указуют на добро или зло, но силы следовать одному или уклоняться от другого они не имеют и дать не могут.
Это Сократ наивно полагал, что люди делают зло и не творят добро только потому, что у них нет подлинного знания одного и другого. Надо дать людям это знание, точнее, как считал Сократ, надо помочь человеку родить в себе это знание, потому что просто передать его невозможно, оно может только родиться внутри самого человека, и все будет в порядке: и человек, и мир станут другими.
Этим и занимался Сократ, ходя по улицам Афин, помогал афинянам родить истину, а себя считал такой “повивальной бабкой”, (майевтика).
Дело Сократа прекрасно, как и всякое просвещение, но оно не решает проблему.
Какую проблему?
Как не просто знать истину, но следовать ей.
Именно об этом и пишет апостол Павел. Пишет из глубины своего опыта, своего страдания, а не от теоретических размышлений:
Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю…
Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?(Рим.7:15-24)
«Бедный я человек»! «Кто избавит меня»?
Вот ситуация, в которой звучит Евангельское благовестие. Вот к какому человеку приходит Христос Спаситель. Евангелие, Радостная Весть, и состоит именно в том, что эта сила, эта помощь, это избавление приходит к человеку через Иисуса Христа. И называется она благодать или сила Духа Святого.
Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит.(Ин.3:7)
И потому, Господь основывает на земле Церковь Свою, как место пребывания Духа Святого. В крещении мы рождаемся вновь, уже как члены Тела Христова, Его Церкви и в таинстве миропомазания получаем печать Духа Святого.
Получаем печать, т.е. возможность быть причастными этой благодати. Но саму благодать надо еще стяжать, т. е. подготовить сердце свое и через соединение со Христом, и в духе (молитве), и в душе («в нас должны быть те же чувства, что и во Христе Иисусе»(Фил.2:5), и в теле (таинство Евхаристии – Причастие) стать причастниками благодати Святого Духа.
В этом стяжании благодати и есть, по слову преп. Серафима Саровского, смысл христианской жизни.
И смысл этот никогда не будет понятен тому, кто подобно апостолу Павлу не пережил этого ужаса:
«Доброе, которое хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю… бедный я человек!»
Кому интересно более подробно ознакомиться с этой темой, очень советую прочитать небольшую работу Владимира Сергеевича Соловьева « Духовные основы жизни». По мне, так это лучшее, что вышло из под пера великого русского философа.
А еще сегодня память апостола Иуды, брата Господня, и святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского. Те, кто не знакомы с жизнью этого удивительного праведника ХХ века, настоятельно прошу – ознакомьтесь.
Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 2 июля 2019 года на www.facebook.com