«А кто мой ближний?» – странный вопрос. И тогда, в евангельские времена, и сейчас для большинства из нас это не вопрос. Ближний тот, кто близок. И не так важно на каком основании зиждется эта близость. Одна вера, один народ, соседи, друзья, единомышленники. Важно здесь то, что эта близость представляется, как нечто уже состоявшееся. Это некая данность, реальность в которой мы живем, в которой есть наши и не наши, свои и чужие, друзья и враги, близкие и дальние. Причем, зачастую, люди оказываются в той или иной группе по формальным признакам, потому что лично мы с ними просто не знакомы.
И вот, как мне кажется, Евангелие предлагает нам совсем другой взгляд на человека и человеческие отношения. Человек не есть просто вещь или предмет мира сего, который можно описать по формальным признакам и тем самым выразить его сущность. Человек по сути своей динамичен, изменчив, его невозможно свести к природе, которую, и правда, можно описать по формальным признакам, человек есть личность, или если быть более точным, призван быть личностью. А личность это, как известно, то в человеке, что не сводится к природе (В.Лосский). Личность в человеке это то, что не просто дано человеку, а именно задано, то, что должно вырасти из того зерна, которое есть в каждом человеке (образ Божий), но может и не вырасти. Личностью, а значит, в каком то смысле, и человеком, становятся, а не рождаются. И вот именно об этом говорит Господь в притче о милосердном самарянине (Лк.10:25-37), отвечая на провокативный вопрос законника. То, что ожидал услышать законник могло выглядеть примерно так: те-то и те-то – ближние, потому что они, например, иудеи, а вот те, нет, они же язычники или самаряне. Или, ответ мог быть совсем противоположным – ближние все, не важно какой они веры или крови. И я думаю, что именно такой ответ нам сегодня кажется единственно правильным. Но Господь не дает прямого ответа, Он рассказывает притчу и в конце Сам вопрошает законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Для нашего разговора этот вопрос Спасителя очень важен. Дело в том, что если я правильно понимаю, более точно глагол «был» употребленный в синодальном переводе стоило бы перевести как «становится». «Кто становится ближним?», – «Оказавший ему милость». Логично было решить, что ближний это священник или левит, но они прошли мимо, а самарянин, т.е. чужой или почти враг, становится ближним, делает себя ближним, а через это делает себя личностью, т.е. человеком.
Именно об этом притча о милосердном самарянине. Мир будет таким, каким его сделаем мы. Хотим, чтобы нас окружали ближние; свои, а не чужие, пусть и так не похожие на нас, надо просто видеть вокруг себя людей с их болью и радостью, надеждой и проблемами, а не красных и белых, либералов и патриотов, русских и не русских, и если есть возможность деятельно откликаться на их боль и нужду.
Собственно этим призывом Господь и заканчивает свой разговор с законником: «Иди, и ты, поступай так же»(Лк.10:37). В переводе С.С.Аверенцева: «Ступай, и поступай так же». Может это звучит и не так красиво, но я думаю, что Сергей Сергеевич хотел подчеркнуть этим, что Господь призывает нас этими словами не просто к действию, а именно к поступку. Не всякое действие поступок. Как замечательно сказала Ольга Седакова: «Поступок – это шаг по вертикали». Мы за свою жизнь делаем не мало шагов, в каком-то смысле жизнь и есть движение, но большинство наших шагов меняют нас во времени и пространстве, но не меняют нас самих. Поступок – это такой шаг, который приводит к внутренним изменениям. И он может быть не только по вертикали, но и в обратную сторону. Только, если мы готовы к этим внутренним изменениям, если мы хотим стать другими, не такими как вчера, или как говорит апостол Павел: «совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его»(Кол.3:9,10), если мы готовы не просто идти по жизни, но совершать поступки, мы можем рассчитывать на то, что мы ученики Христа, а значит и то задание, которое Бог поставил перед человеком, наделяя его Своим образом, – превратить его в подобие, мы сможем выполнить.
И, как мне представляется, очень важным на этом пути становления личности, является шаг, или хотя бы внутренняя установка, но то, что бы становится ближним. Это не значит отказаться от своих убеждений, ценностей ради тех у кого они другие, это значит, для начала, постараться увидеть за этими убеждениями и ценностями человека пусть и думающего иначе, не записывая его с ходу в стан врагов. Только такая установка может дать нам шанс совершить поступок на подобии того, что совершил милосердный самарянин. А иначе вряд ли мы избежим участи священника или левита, которые не просто прошли мимо израненного человека, но и прошли мимо возможности самим стать человеком.
Публикация о. Вячеслава Перевезенцева
от 28 ноября 2016 года на www.facebook.com
в Храме Святителя и Чудотворца Николая (с.Макарово) 28 ноября 2016 года.