Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье).
Вход Господень в Иерусалим.
Проповедь протоиерея Вячеслава Перевезенцева.
Храм Святителя и Чудотворца Николая (село Макарово).
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ.
Когда за неделю до Пасхи, Господь входил в Иерусалим, народ радовался и ликовал, а Он плакал. У людей были свои мечты, свои надежды, свои желания, а Он видел будущее, слезы были у Него на глазах. Он плакал об Иерусалиме: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст»(Мф.23:37,38).
В течении Поста мы слышали за богослужениями книги Ветхого завета. В одной из них, книге пророка Исаий, Господь говорит:
«Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои.
Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших»(Ис.55:8,9).
Человеку так естественно помышлять о земном, и даже небесное делать лишь средством для земного. Кажется блаж. Августин говорил: «То, что должно быть целью мы сделали средством, а то, что должно быть всего лишь средством сделали целью». Ликующая толпа собралась около Золотых ворот, старейших ворота Иерусалима, единственных, ведущих прямо на Храмовую гору. Они пришли не только ради Иисуса, но чтобы «видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых»(Ин.12:9). Многие уверовали в Него после этого воскрешения, многие подумали, что вот исполнилось обещанное некогда Богом и Господь воздвиг среди народа своего обетованного Мессию. Того, Кто сокрушит диавола и слуг его, принесет благословение народам, будет Примирителем и Вождем и Царство Его будет вечно.
Но где будет это Царство? Конечно же здесь на земле, ведь и Лазаря, друга Своего, он вернул из объятий смерти в эту, земную жизнь. Неужели Тот, Кто сотворил столь небывалое чудо, не решит всех наших проблем? Он и будет нашим Царем, Которому мы воспоем «Осанна!»
Но у Иисуса другие мысли и другие планы. Да, Он Царь, и потому Он не отклоняет это народное ликование, но только «Царство Его не от мира сего»(Ин.18:36). Да, придя к людям Он откликается на их нужды и потому «слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» , но «блажен, кто не соблазнится о Мне»(Мф.11:5), ибо пришел Он не ради этого, и даже не ради того, чтобы напомнить людям о любви к Богу и ближнему.
Он пришел ради одного часа – «на сей час Я и пришел»(Ин.12:27). Он пришел, чтобы сразиться и победить. И вступая в Иерусалим в эти дни, Он приближается к этому Своему часу, к Своей последней битве.
Иногда Иисуса называют «бродячим проповедником», сравнивая Его с Сократом или еще с какими-нибудь мудрецами мира сего. Но прав был Г.Честертон, когда писал: «Жизнь Иисуса стремительна словно молния. Она прежде всего – драма, прежде всего – осуществление. Дело не было бы выполнено, если бы Иисус бродил по миру и растолковывал истину. Даже с внешней стороны нельзя сказать, что Он бродил, что Он забыл, куда идет… История Христа – история путешествия, я бы даже сказал – история похода».
В конце этого путешествия, цель этого похода сражение с последним врагом – Смертью(1Кор.15:26). Чтобы его уничтожить, нужно умереть самому, умереть бессмертному. Подобно тому, как тьму может рассеять только Свет прикоснувшийся к ней. Подобно тому, как ад может уничтожить только Любовь сошедшая в него.
Пройдет еще совсем малое время и вновь мы услышим ликующую песнь победы: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?»(1Кор.15.55). Победы, которую Господь совершает Один, без нас, но ради нас.
Ну, а что мы? Мы по прежнему будем идти своим путем, пусть и со знамением воскресения в руках, «хромая на оба колена»(3Царств.18:21), думая свои мысли о том, как бы нам по удобнее устроится здесь на земле? Или, хотя бы в эти дни сможем забывая земное, устремиться к небесному, «выйти к Нему за стан, нося Его поругание. Ибо мы не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего»(Евр.13:13,14)?
Публикация протоиерея Вячеслава Перевезенцева
от 25 апреля 2016г. на www.facebook.com
Тропарь Входу Господню в Иерусалим, глас 1
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.
Ин тропарь Входу Господню в Иерусалим, глас 4
Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне.
Кондак Входу Господню в Иерусалим, глас 4
На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати.
Величание Входу Господню в Иерусалим
Величаем Тя, Живодавче Христе, Осанна в вышних и мы Тебе вопием Благословен Грядый во Имя Господне.
Молитва Входу Господню в Иерусалим
Господи Иисусе Христе Боже наш, в вышних со Отцем на Престоле седяй, выну на крылу от Херувим носимый и певаемый от Серафим, во днех же плоти Своея на жребяти осли сести изволивый нашего ради спасения, и от детей воспевание приявый и во Святый град Иерусалим прежде шести дней бытия Пасхи на вольную страсть пришедый, да спасеши мир Крестом, погребением и Воскресением Твоим! И якоже тогда людие, седящие во тьме и сени смертней, приемши ветви древес и ваиа от финик, сретоша Тя, Сына Давидова Тя исповедуя, такожде и нас ныне в предпразднственный день сей в подражание онех ваиа и ветви в руках носящих соблюди и сохрани. И якоже онии народи и дети “осанна” Тебе приношаху, сподоби и нам во псалмах и пениих духовных душами чистыми и нескверными усты прославити вся величия Твоя в праздник сей и во всю седмицу страсти Твоея и неосужденно достигнути и причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи в пресветлые дни Живоноснаго Воскресения Твоего, да воспоем и прославим Твое Божество вкупе со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.