Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.
Вот говорят: от себя не убежишь. Убежать не убежишь, а потерять себя – можно (народная мудрость).
Иногда мне снится сон, что-то вроде кошмара. Я выхожу из дома и не могу найти свою машину или, как сегодня, велосипед. Вроде бы ничего страшного, подумаешь, велосипед украли или даже машину. Но в том-то и дело, что нет ощущения, что украли, есть чувство потери. Вот должно же быть – и нет. И так неприятно это чувство. Становится очень, нет, не страшно, а неуютно, зябко и даже холодно. Ощущение сквозняка, причем не в это время и не в том месте.
А может, это скорбняк (этим интересным словом БГ как-то назвал блюз)? Ведь если искать саундтрек к таким снам, то блюз вполне бы подошел. Блюз, как известно, это музыка хорошего человека, которому плохо.
Что ж ему плохо то?
Как правило причина одна. All you need is love. Все в нашей жизни, так или иначе, из-за любви или её отсутствия.
Как пели кумиры моей юности Led Zeppelin, может быть, в одном из лучших блюзов (“https://youtu.be/EP-jH3p36rw):
Since I’ve been loving you, I’m about to lose my worried mind.
(“С тех пор, как я полюбил тебя, я на грани сумасшествия”….)
Любовь и смерть – неразлучная пара. Бунин, который очень хорошо это чувствовал, говорил в беседе с Ириной Одоевцевой: «любовь неотделима от смерти». Да что Бунин: «Крепка, как смерть, любовь» (Песнь песней 8.6), сказано почти за 3000 лет до него.
Современный греческий философ Христос Яннарас в своих «Вариациях на Песнь песней» писал:
«Противоборство любви и смерти. Не всегда осознанное – если не всегда неосознанное. Неосознанное стремление к обладанию, узурпации, не-пользованию Другого. Другой должен быть предметом моей собственной индивидуалистической потребности в наслаждении, страховке и самоутверждении: в таком случае смерть победила любовь. Я пребываю заблокированным в эгоцентрической замкнутости, в лишенном связи и цели выживании. Жизнь – изумление от вневременности и безмерности связи – уклоняется от меня».
Вместе с любовью в нашу жизнь неизбежно входит тревога. Мы боимся потерять тех, кого любим, потерять саму любовь и мы боимся потерять самих себя.
Последнее мне видится очень важным.
Что значит потерять себя?
Буквально это можно понимать как потерю самообладания, выдержки; перестать владеть собой, но я не про это. И даже не про потерю индивидуальности и уникальности, что так легко происходит при растворении в другом или толпе. Я про потерю контакта с самим собой, ощущения себя живым и именно тем самым, кто ты есть, самим собой. Именно это чувство утраты связи с собой переживается как сквозняк на том месте, где должно быть тепло и уютно. Сквозняк, который легко может развиться и в скорбняк.
Как этого избежать?
Первое, что приходит в голову:
Если у вас нету дома, пожары ему не страшны
И жена не уйдёт к другому
Если у вас, если у вас
Если у вас нет жены…
Этот совет, может, и эффективный, но в нашем случае неуместный. Конечно, ты не потеряешь себя, если ты с собою не встретился и себя не знаешь. Что-то есть в этом буддистское – если не жил, то и смерти нет.
Много сегодня пишут и говорят, как легко потерять себя в неправильных, токсичных отношениях, где не выставлены границы, где партнеры, толком не зная себя, клещами цепляются в другого как в спасательный круг. Так бывает, и часто, и об этом надо говорить, но не менее часто бывает, что, наслушавшись таких разговоров, а главное, прикоснувшись на деле к чему-то подобному, люди бегут от любых серьезных отношений, как от огня. И это ошибка, потому что только любовь, которая возможна, только если есть отношения, позволяет нам не потерять себя и того, кого мы любим, а значит, не смотря на все дующие ветра и постоянные сквозняки, не подхватить воспаление скорбняка или быстро с ним справится.
«Единственная устремленность бытия – желанная связь. Тогда мы говорим об «истинной» любви. Она является желанием жизни – не дополнением или поддержанием биологического существования. Не придатком к телесным удовольствиям или душевному удовлетворению в данной будничности. Но она есть изменение способа бытия, когда каждая складка бытия становится одной целой связью. Тогда мы говорим об «истинной любви».» (Яннарас)
Связь, чувство близости, вот что страшно потерять, потому что без этого нет и тебя. Я знаю, что эти последнии слова для многих сегодня страшная ересь. Человек должен быть свободен и самостоятелен, ему не нужны никакие костыли, чтобы быть самим собой.
Может быть, может быть…
Но то, о чем я пишу, – не костыли, может быть, это крылья…
Уверенно ходить по земле можно и должно научится и без костылей, но для того, чтобы полететь, нужны крылья, вот почему, когда во сне мне кажется, что я что-то потерял, я просыпаюсь в холодном поту: а вдруг это крылья?
Букет, который вы видите на картинке, я принес домой вчера. 29 тюльпанов, цифра немного корявая, но не случайная, ровно столько лет мы с Дашей вместе. 29 лет мы пытаемся учится летать, это не просто, ведь у каждого только по крылу.
Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 26 октября 2019 года на www.facebook.com