1 книга, 1 фильм, 1 спектакль.
Книга.
Алексей Иванов «Пищеблок». Ждал этот новый роман Иванова. Прочитал мгновенно. Уже знал, что роман без претензий на глубину и т.д., такая вот книга для путешествия или выходного дня, что мне было и надо. «Пионерский триллер». Причем, мне была интересна, и пионерская, и «страшная» сторона романа. Именно в это же время, когда разворачиваются события в романе (лето 1980 г.) я тоже бы в пионерлагере, только не в «Буревестнике», а в «Светлячке», и не на Волге, а на Рузе. И на следующий год был там же. И воспоминания у меня от этого времени просто великолепные, хотя с последней смены меня и выгнали за 5 дней до окончания, за нарушение режима. Впрочем, в отличии от героев романа Иванова я в лагере был чуть по старше и потому наши радости и горести были несколько иными. В любом случае, вспоминать эту жизнь мне было приятно, как и автору романа, по крайней мере, мне так показалось, не смотря на весь тот маразм лагерной жизни, который он так ярко живописует.
Что же касается, собственно триллера, то страшно мне не было (подумаешь вампиры), но было интересно. Интрига, тайна, саспенс… все на месте, все по канонам жанра… мне понравилось, оторваться было трудно.
Так, что, кто думает, что захватить с собой в поезд или самолет, а если вам еще и около 50-ти, «Пищеблок» в самый раз.
«Сердце мира» Натальи Мещаниновой, который на последнем Кинотавре обошел «Историю одного назначения» в борьбе за Гран-при фестиваля. Фильм Авдотьи Смирновой я видел на большом экране, и он мне очень понравился, хотелось понять, а что же жюри Кинотавра показалось более достойным. Сразу скажу, не понял.
Да, фильм очень атмосферный, снято это талантливо. Вот только атмосфера мне эта не то, что не нравится (кому такое понравится), она мне не очень интересна. Я понимаю, что такое кино редко про интересное бывает, оно ровно наоборот, про обыденное, про скучное, короче, про жизнь и про людей, обычных, но и немного странных людей.
Степан Девонин, исполнитель главной роли и муж режиссера, великолепно играет такого странного человека – ветеринара Егора. Странность Егора тоже обыденная – он ранен, ранен в детстве. Травма его серьезна, он рос в атмосфере нелюбви, а может быть и просто насилия. Как преодолеть, как избыть эту травму, как вырваться из этой тюрьмы одиночества? Собственно, про это фильм, который начинается со сцены страшной травмы собаки Белки, которую спасает Егор, хотя она и остается покалеченной. А кончается фильм, тем, что Егор сбегает от людей, из своей семьи, в которой так хочет, но не может найти себе место. Сбегает, унося Белку на своих плечах. У Белки есть Егор. А кто есть у Егора, кто унесет на своих плечах его самого?
Наверно, тем, кто, подобно Захару Прилепину, считает, что «человек темен и страшен, но мир человечен и тепел», фильм может понравится, мне смотреть было трудно, но может быть так и надо…
«Загадочное ночное убийство собаки» Саймон Стивенс по роману Марка Хэддона, театр «Современник», реж. Егор Перегудов.
Спектакль в чем-то очень похож на фильм. Он тоже про странного человека. В программке было написано, что это «детектив, психологический триллер, антропологическое исследование». Но я не увидел не детектива, не триллера. Главный герой этой истории – подросток аутист. И спектакль именно про это, про аутизм. А значит тоже в каком-то смысле про травму, про то, как с этим жить и тому, кто травмирован и тем, кто рядом с ним. Про трудность, невозможность понять друг друга…
Шамиль Хаматов, брат Чулпан, играет очень сильно, очень правдоподобно, невозможно ему не сопереживать. Он, навсегда останется другим, непохожим на остальных обычных людей, которым всегда будет с ним трудно. Он, Кристофер, который подобно ветеринару Егору тоже ищет свою семью, он так в ней нуждается и ему так трудно ее найти, но похоже он понимает, (судя по вопросу, брошенному в зал в финале: «Я могу?»), что у него есть тот на кого он может надеяться – это он сам.
Что ж, не удивительно, пьеса написана в Англии, а фильм снят в России.
Публикация о. Вячеслава Перевезенцева
от 4 января 2019 года на www.facebook.com