«Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес…»
От чего приходит нас спасти Христос?
Не вдаваясь в пространные рассуждения скажем просто – Христос спасает нас от греха и его последствий. В Нем, по ап. Павлу, «мы имеем искупление кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его»(Еф.1:7).
Это мы знаем, а еще мы знаем, что «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою»(Гал.3:13). Знаем, слышали, но я не уверен, что хорошо понимаем про что это.
Христос спасает нас не только от греха, но и от закона. Именно об этом апостольское чтение в субботу пред Рождеством.
«Законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно: потому что праведный верою жив будет»(Гал.3:11).
Ясно? Не уверен.
Ведь, если «грех есть беззаконие»(1Ин.3:4), то исполнение закона есть преодоление греха, а значит и оправдание пред Богом. Но для ап. Павла ясно, что законом оправдаться невозможно. Чтобы что-то стало ясно, надо очень много потрудиться, набить руку, получить опыт. И Павел будучи «фарисеем, сыном фарисея»(Деян.23:6) имел такой опыт, он много потрудился, исполняя закон и именно поэтому ему было так ясно, что закон не спасает и «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть»(Рим.3:20). Только подвизающийся на этом поприще понимает, что исполнить закон человеку невозможно, как невозможно даже самому быстрому и искусному атлету взять и полететь. А хочется именно полететь, а не просто бегать быстрее других.
Именно к ним, к таким ревностным труженикам над исполнением закона, а не к обыкновенным трудоголикам, Христос обращает свои слова:
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас»(Мф.11:28).
Что же может успокоить, внести мир, в сердце жаждущее полета (а как еще прикоснуться к Небу)? Только Небо и может успокоить, «Небо, которое становится ближе», Бог сходящий с Небес нашего ради спасения…
В этом тайна Рождества – «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти»(1Тим.3:16).
Но это Его дело, а что же мы? Мы можем поверить Ему или нет, это наше дело. И если верим, то оправдываемся пред Богом. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар»(Ефес.2:8-9).
Казалось бы, как просто – надо только верить. Это исполнять закон – ох, как нелегко, а верить, разве это трудно?
Да, если под верой понимать определенные эмоции, переживания, то какой тут труд и в чем трудность. «Блажен, кто верует, легко ему на свете» (Чацкий). Но вера, как и любовь или дружба, не сводится к эмоциям, она «без дел мертва»(Иак.2:17). Подлинная вера всегда проявляется в делах, она «действует любовью»(Гал.5:6).
Что же это за дела веры? Это исполнение заповедей Божьих или закона Божьего.
Круг замкнулся? Да, только на другом уровне.
На что это похоже? Представим себе семью. Чтобы в семье был мир и согласие надо соблюдать какие-то правила. Они могут быть даже написаны крупными буквами и вывешены на всеобщее обозрение. Каждый знает, что он должен делать, а чего не должен. Все строго по расписанию и т.д., забыл, можно посмотреть или тебе напомнят.
Это одна картина. А вот другая. Тоже семья. Правил нет, но есть любовь и доверие друг другу и именно исходя из этого члены этой семьи взаимодействуют, заботясь друг о друге, стараясь не ранить и не обидеть…
Исполнение закона, если за ним не стоит вера и любовь к Богу не приближает.
Вера, действующая любовью, проявляемая в делах тоже не приближает нас к Богу, она нас с Ним соединяет, а это и есть спасение, ради которого родился Христос!
Я не так много знаю людей, которые соблазняются «законничеством» и думают спастись исключительно строгим и скрупулёзным исполнением всевозможных правил. Сам я точно не такой, у меня другая беда, как и у многих моих друзей из «поколения дворников и сторожей»:
Но так и не дошел до любви
Публикация о. Вячеслава Перевезенцева
от 5 января 2019 года на www.facebook.com