Запись передачи от 20 октября 2017 года.
Видео с сайта МУП РТРП «Ногинск» – www.tvnoginsk.ru
Сегодня Церковь празднует память свт. Ионы, еп. Ханькоуского. Свят. Иона, епископ-миссионер, причислен к лику святых в 1996 г. и его имя мало что говорит нашим современникам и поэтому именно о нем наш сегодняшний рассказ.
Епископ Иона – в миру Владимир Покровский. Имя это ему, сироте, дал добрый сельский дьячок, принявший его в свою семью как сына. Владимир окончил духовное училище, затем семинарию, а в 1914-м – Казанскую духовную академию и был оставлен приват-доцентом на кафедре. На третьем курсе академии Владимир Покровский принял монашество с именем Иона.
Был Иона и в числе братии Оптиной пустыни, и священником в войсках во время Первой мировой войны. Чудом спасся от революционного суда и, как тысячи других русских, оказался на чужом берегу – в Китае. Однако некогда ему корить судьбу – он весь в трудах и заботах, особенно о сиротах…
Перед епископом стоял босоногий мальчишка лет пяти, в рубашке с чужого плеча, подпоясанной веревочкой, под которой больше ничего не было. Он не мигая смотрел на владыку, а губы беззвучно шептали: «Возьмите, Христа ради!» Это был тридцатый ребенок в его приюте для детей – круглых сирот. Ребенок чем-то напомнил его самого в детстве. Священник ничем не выказывал своего особого расположения к мальчишке. Все они, и пятилетние, и 14-летние, были дороги ему.
Это были его дети, их нужно было учить уму-разуму, кормить, одевать, обувать. А денег не было. И он шел к тем, кто как-то и чем-то мог помочь: к владельцу пимокатного завода в Хайларе, к другим состоятельным людям, независимо от их национальной и религиозной принадлежности. Шел к грекам, евреям, китайцам. И помощь приходила. Даже консульство СССР в Маньчжурии снабжало приют епископа Ионы и Свято-Иннокентьевский храм российским углем. Шел 1923 год.
Что же было в этом человеке такого, что его просьбам не могли отказать? Владыко был личностью, человеком порядочным, бескорыстным и милосердным. Для маньчжурцев не было тайной, как просто и скромно жил их архипастырь, и это удесятеряло его авторитет.
…В начале октября 1925 года погода не баловала ясными деньками, часто шел мелкий дождь с северным ветром. Владыко недавно вернулся из Харбина, где целую неделю читал лекции на богословско-философских курсах.
Еще в Харбине он почувствовал недомогание – заболело горло. Придя к себе, епископ смазал больное горло керосином – в те годы этот народный метод лечения практиковали довольно часто. Но, видно, плохо был очищен керосин – началось заражение крови… Епископ Иона скончался 7 октября 1925 года в возрасте 39 лет. За два часа до смерти он написал завещание:
«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Слишком неожиданно узнал я о предстоящей смерти моей. Мысли путаются… Что скажу? Что завещаю вам, мои милые и дорогие дети Маньчжурии и Ханькоу?.. Начал я у вас со словами апостола Любви: «Дети, любите друг друга!» И кончаю я этими словами… Вот заповедь вашего архипастыря.
С душевной радостью прощаю тому, кто обидел меня. Да и есть ли такие? И слезно на коленях прошу и становлюсь перед каждым, кого я обидел. Не оставляйте детишек!..
Простите меня, ради Христа, да не забывайте в святых своих молитвах. Напишите в помянничке…»
Храни вас Господь!
Источник:
Ежедневная телепрограмма «Церковный календарь»
на МУП РТРП «Ногинск» от 20 октября 2017 года