протоиерея Вячеслава Перевезенцева, настоятеля Никольского храма, села Макарово
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста Господня – один из 12 главных, или двунадесятых праздников Православной Церкви.
В день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Крест был обретен в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме. C VII века с этим днём стали соединять память о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием(629).
Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста предстоятель поднимал (Воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть.
В конце Всенощного бдения этого праздника в наших храмах торжественно совершается вынос из алтаря Креста, который возлагается на аналое для поклонения верующих.
Но Крест для нас, православных христиан, есть не только величайшая святыня, которой мы с благоговением поклоняемся, но и напоминание о цели и смысле нашей жизни.
«Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни»(Рим.6:4).
Цель – стяжание благодати Святого Духа, обновленная жизнь, а путь к этой цели (или смысл духовной жизни христианина) – «распятие нашего ветхого человека»(Рим.6:6).
Из чего же состоит наш ветхий человек? «Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская»(1Ин.2:16).
И как стяжать эту благодать? Как обновить свою жизнь и совлечься своего ветхого человека?
Молитва, пост, дела милосердия, покаяние и участие в таинствах Церкви – вот средства для достижения этих целей. Но есть и еще одна возможность у каждого из нас, о которой сегодня, стоя перед Крестом хочется сказать особо.
Все мы находимся в тех или иных жизненных обстоятельствах, которые, как веруем мы, вошли в нашу жизнь не без промысла Божьего, а значит посланы нам исключительно для нашего спасения. Нам нужно только научиться извлекать пользу из этих, порою драматических, жизненных ситуаций.
Всякое ли страдание, тягота, стеснение, болезнь распинают нашего ветхого человека? Нет, только тогда страдание становится Крестом спасительным и животворящим, когда оно принимается добровольно и в любви. Если пришла в жизнь беда или испытание, то мы не можем сказать, что на то была наша воля. У нас, как правило, на это не спрашивают согласия. Но как отнестись к этому испытанию, каким личным смыслом его наделить, зависит исключительно от нас.
Со Христом были распяты два разбойника, один так ничего и не понял и поносил Христа вместе с безумной толпой: «Если ты Христос, спаси себя и нас»(Лк.23:39). Другой, не только все понял про себя: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли», но и про Распятого с ним: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» и получил больше просимого – «ныне же будешь со Мною в раю»(Лк.23:41-42). Распятый одесную Христа разбойник, не хотел оказаться на кресте, но оказавшись на нем, смог принять свою судьбу и увидеть Бога Распятого рядом с ним. Другой же бандит, распятый со Христом, хотя и не мало пострадал, не извлек для себя от этого никакой пользы.
Итак, свободное согласие, принятие делает испытание, стеснение, страдание – крестом. Вот почему мы и слышим слова Спасителя: «Кто ХОЧЕТ идти за Мною, ОТВЕРГНИСЬ себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной»(Мк.8:34).
Второе условие подлинного крестоношения – самоотвержение. «Отвергнись себя» – значит встань на путь любви. Нельзя просто забыть себя, если конечно человек не находится в глубокой депрессии, т. е. тяжело болен. Забываем мы себя ради чего-то или кого-то другого. Можно забыть себя ради денег, или славы, или власти, или удовольствий и и т.д. И это всегда означает, что все это (деньги, власть, славу) мы любим больше себя. Господь зовет нас к самоотвержению тоже ради любви, любви к Богу и ближнему. И тогда, говорит Он, как-бы не было вам трудно и обременительно идти по этому пути самоотвержения неся свой крест, вам будет легко. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко»(Мф.11:28-30).
Как может крест («иго и бремя Мое») стать легким и благим? Только тогда, когда иго и бремя это добровольное и взятое по любви и в любви.
Подобно тому как человек, который несет огромный рюкзак с водой и пищей своим друзьям умирающим без сил в пустыне. Ему тяжело, он выбивается из сил, но если вы скажите ему бросить эту ношу, потому что она тяготит его, он вас не поймет.
Или еще один пример. Некий человек повстречал маленького мальчика, несшего на спине еще меньшего мальчика, парализованного. «Это слишком тяжелое для тебя бремя», – сказал человек. «Это не бремя, ответил мальчик, – это мой брат».
«Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов»(Гал.6:2), – призывает нас апостол и добавляет: «Ибо каждый понесет свое бремя»(Гал.6:5).
Это бремя, т. е. те обстоятельства, в которых мы уже оказались, сколь бы скорбными они не были, нужны не для того, чтобы прейти потом к другим, м.б. более легким, хотя и это Господь властен сделать для нас. Они нужны совсем для другого – чтобы стяжать благодать Святого Духа, обновить свою жизнь, совлекшись своего ветхого человека. И другого пути для нас нет.
Как вдохновенно об этом сказал преп. Серафим Вырицкий:
«Каждое возникающее затруднение, каждое оскорбляющее тебя слово, каждая помеха в твоей работе, которая могла бы вызвать чувство досады и разочарования, каждое откровение твоей немощи и неспособности пусть будут помазаны этим елеем – От Меня это было. Помни, что всякая помеха есть Божие наставление, и потому положи в сердце свое слово, которое Я объявил тебе в сей день, – От Меня это было. Храни их, знай и помни – всегда, что всякое жало притупится, когда ты научишься во всем видеть Меня. Все послано Мною для совершенствования души твоей, – От Меня это было».
Аминь.
Протоиерей Вячеслав Перевезенцев,
настоятель Никольского храма, села Макарово
Источник: www.bogorodsk-blago.ru