Ненастье

«Ненастье».
«Ненастье» - телесериал С. Урсуляка.

Три года назад, прочитав «Ненастье» А. Иванова я написал, что «роман прямо-таки просится на экран. Может получится хороший сериал». И вот сериал получился и получился не плохой.
 
Впрочем, от Сергея Урсуляка странно было бы ожидать чего-то другого. Конечно, у тех, кто читал книгу, не может не быть своих претензий, ведь каждый читатель снимает свое кино. Есть они и у меня. А вот автору романа, судя по всему, творение С. Урсуляка очень понравилось, хотя незадолго до этого он убрал свое имя из титров другого сериала по своему роману «Тобол», настолько это кино ему пришлось не по душе.
 
«Это очень атмосферный фильм, причем «ненастье» как-то впечатляюще сочетается с другими временами года, что получается некий «стереоэффект», когда ты знаешь, что «все хорошо», и в то же время понимаешь, что вовсе не все хорошо» – делится своими впечатлениями Алексей Иванов.
 
Согласен, фильм получился очень атмосферным, не последнею роль в этом сыграла музыка фильма, великолепная игра всех актеров. Но, у меня сложилось такое впечатление, что это желание окунуть нас в атмосферу 90- х, что, несомненно, получилось, решается за счет неизбежного в этом случае урезания других очень важных смыслов и пластов романа. Той экзистенциальной напряженности, глубины и драматизма характеров героев, которые есть в романе, в фильме мне не хватало. И если человек не читал книгу, то, вообще, мне кажется, многое для него останется за кадром.
 
И, главное, «ты знаешь, что «все хорошо»», говорит Алексей Иванов. И говорит он это искренно, он так чувствует, что ни смотря ни на что «все хорошо». Это его сегодняшнее убеждение, так он закончил свой роман почти 4 года назад.
 
«Ненастье пока еще лежало в темноте этой долгой субботы. Хотя на Земле, пусть и очень далеко, все равно уже началось воскресенье».
 
Не уверен, что этот его оптимизм разделяет большинство его читателей. Такое впечатление, что его не разделяет и Сергей Урсуляк. Не знаю, одному ли мне показалось, что знаменитая новогодняя речь первого президента России, ради которой действия фильма были перенесены на 8 лет назад, звучит в фильме если не с сарказмом, то точно с иронией.
 
«Прощаясь, я хочу сказать каждому из вас, будьте счастливы. Вы заслужили счастье. Вы заслужили счастье и спокойствие. С Новым годом! С новым веком, дорогие мои!»
 
Впрочем, я могу и ошибаться, ведь жизнь и судьба, по крайней мере творческая, не только Алексея Иванова, которого наконец-то начали печатать, но и Сергея Урсуляка сложилась и сложилась счастливо именно после окончания «лихих 90-х».
 
Кстати, несомненно, что и роман и фильм, на сегодняшний день, одно из самых ярких и талантливых высказываний именно о 90-х. Да, это не мои 90-е, не смотрел я тогда телевизор, не слушал этих песен и людей таких не встречал, но верю, так все и было. Но вот что, как мне думается, не возможно не почувствовать после этого высказывания, так это лживость очень устойчивого мифа, который наши пропагандисты и до сего дня не устают транслировать где только можно.
 
«Лихие 90-е — это время национальной катастрофы, внезапный разгул цинизма, аморальности, бандитизма и т.д. Вот, до чего довела людей погоня за призрачной свободой и демократией, которой обманул нас коварный Запад».
 
Я не стану писать, что 90-е это было не только время бандитизма и разрушения, но и время, когда создавалось, зарождалось все то, что сегодня, и правда, делает жизнь многих наших соотечественников если не счастливой, то более или менее спокойной. Главное, другое и это очень хорошо видно в фильме Сергея Урсуляка. Все эти люди, которые, как казалось, посходили с ума в лихие 90-е, были рождены в СССР, это очень советские люди. И этот цинизм, отсутствие каких-то, не то, что ценностей, а просто даже ориентиров, все это случилось не в 90-е, а раньше. Да, в позднем Союзе много говорили о морали и нравственности, Хрущев даже придумал «моральный кодекс коммуниста», но вся эта болтовня только еще больше усиливала реальный нравственный негативизм общества. Все держалось, только потому что, стоял часовой с ружьем, но вот, «караул устал» и понеслось… Слова об «антропологической катастрофе» Мераб Мамардашвили сказал в 89-м году и случилась она за долго до этого, а 90-е ценны именно тем, что никто ничего не хотел и не мог спрятать, подкрасить, все маски были сорваны и именно поэтому это время так интересно.
 
Это время поставило очень важные вопросы, и я не уверен, что мы нашли на них ответы. Один из этих вопросов является главным нервом романа. Люди, чтобы выжить должны объединяться. Но, вот на основе чего? Даже братство по войне, оказывается не надежным, так что же тогда, что является залогом Воскресенья?

Публикация о. Вячеслава Перевезенцева
от 23 ноября 2018 года на www.facebook.com

«Ненастье» - роман А. Иванова.

Только что дочитал последний роман А. Иванова «Ненастье». Роман большой (больше 600 страниц), начал читать где-то месяц назад, роман сразу увлек, захватил, потом сентябрь, куча дел… и вот сегодня дочитал.
 
Книга очень понравилась. Во-первых, потому что читается легко, в романе есть то, что киношники называют саспенс (неопределенность, тревожное ожидание), впрочем это наверно неудивительно для криминальной драмы, почти триллера, просто я мало читаю такого рода книг. Но важно, что в романе много чего еще кроме экшена и детектива.
 
Вот сейчас все вспоминают 90-е и этот роман тоже такое развернутое полотно 90-х, которое мне лично было почти неизвестно. И про афганцев и про бандитов я, конечно, слышал, но вот сталкиваться с ними по жизни не приходилось.
 
И еще это роман про то, что мне всегда интереснее всего — про человека стоящего перед выбором, т.е. это такой экзистенциальный роман. Все о чем он заставляет думать — смысл, одиночество, любовь, смерть и есть главные экзистенциалы нашей жизни. Не случайно сам автор где-то сказал: «Если нет Бога, остается экзистенция». Бога в романе нет, точнее его потеряли (а скорее всего они Его просто не успели встретить) герои этого романа и потому они оказались в таком страшном месте — «Ненастье».
 
У кого есть время почитайте, не пожалеете. Ну и, конечно, роман прямо таки просится на экран. Может получится хороший сериал.

«2008 год. Простой водитель, бывший солдат Афганской войны, в одиночку устраивает дерзкое ограбление спецфургона, который перевозит деньги большого торгового центра. Так в миллионном, но захолустном городе Батуеве завершается долгая история дерзкого и могучего союза ветеранов Афганистана — то ли общественной организации, то ли бизнес-альянса, то ли криминальной группировки: в «лихие девяностые», когда этот союз образовался и набрал силу, сложно было отличить одно от другого.
 
Но роман не про деньги и не про криминал, а про ненастье в душе. Про отчаянные поиски причины, по которой человек должен доверять человеку в мире, где торжествуют только хищники, — но без доверия жить невозможно. Роман о том, что величие и отчаянье имеют одни и те же корни. О том, что каждый из нас рискует ненароком попасть в ненастье и уже не вырваться оттуда никогда, потому что ненастье — это убежище и ловушка, спасение и погибель, великое утешение и вечная боль жизни».

Алексей Иванов
 
Публикация о. Вячеслава Перевезенцева
от 25 сентября 2015 года на www.facebook.com