Преподобный Иоанн Лествичник — Учитель молитвы

«Вы все еще спите и почиваете?… Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение»(Мф.26:45,41)
 
Преподобный Иоанн ЛествичникВ четвертую неделю Поста, когда мы вспоминаем преп. Иоанна Синайского и его «Лествицу Райскую», за литургией мы слышим слова Спасителя: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему»(Мк.9:23). «Все возможно верующему». Верим ли мы этим словам нашего Господа? И если верим, что мы делаем, чтобы помочь своему неверию?
 
На прошлой неделе мы с вами говорили, проживая события Благовещения и призвания праотца Авраама, что вера есть наше «да» Богу, послушание Ему.
 
Но только ли послушание? Послушание может быть и в лагере, и в армии, и в конторе, где начальник спускает нам циркуляры, а мы смиренно рапортуем об их выполнении. Чего не хватает в таком послушании? Команды, приказы, просьбы — есть, исполнение — есть; нет личного общения, живой связи между послушником и учителем (начальником). Но так она и не нужна или даже вредна, опасна, если учитель только, и главным образом, начальник. Другое дело, когда мы слышим: «Вы мне друзья»(Ин.15:14). Если друзья, то личное общение, узнавание, встреча не только желательны, но просто необходимы. Где же и как может быть эта встреча, как происходит это личное общение? По разному, но главным образом в молитве. И потому, если мы хотим научится хоть немного веровать, нам нужно учится молитве. Но многие ли из нас учатся молиться? Если мы серьезно относимся к своей духовной жизни, мы как-то учимся любить, прощать, смиряться, каяться, а молитва, она вроде всегда под рукой, если только не забыть молитвослов дома, читать мы умеем, чему здесь учиться? Да, мы нередко жалуемся, что нам трудно молиться, и времени и сил не хватает, и внимания, но так, мы же грешники и в миру живем, что с нас взять.
 
Подумаем, если человек хочет стать программистом, что он будет учить, на что тратить силы и время, каких учителей искать? Правильно — математике будет учиться, а историю с географией, оставит на потом. Чему будет учиться тот, кто хочет стать художником? Рисованию. А спортсмен, будет бегать и прыгать с утра до вечера. И это нас не удивляет, это нормальный порядок вещей. Но всякий, кто бы посмотрел на нас — православных, со стороны, очень бы удивился, чему учимся мы, т. к. молитва у нас не на первом месте, мы вообще не учимся молится, потому что сил и времени не хватает даже на то, чтобы раскрыть молитвослов.
 
Вы можете спросить, а как и у кого учиться? Слава Богу, есть у кого, было бы желание. Вот, преп. Иоанн Лествечник в свой книге, которая уже давно стала настольной книгой не только православного инока, но и всякого верующего, серьезно относящегося к делу своего спасения, немало слов уделил именно молитве.
 
Вот всего несколько его поучений из 28 слова:
 
4. «Когда идешь предстать пред Господом, да будет вся риза души твоей соткана из нитей, вернее же сказать, из залога непамятозлобия. Если не так, то не получишь от молитвы никакой пользы».
Нельзя даже приступать к молитве если на душе твоей лежит камень, обида, злоба или точнее, прежде, надо умолить Бога помочь снять с души этот камень, избавиться от злобы и обиды.
 
5. «Вся ткань молитвы твоей да будет немногосложна; ибо мытарь и блудный сын одним словом умилостивили Бога». 9. «Не употребляй в молитве твоей премудрых выражений; ибо часто простой и неухищренный лепет детей был угоден Небесному Отцу их». 10. «Не старайся многословить, беседуя с Богом, чтобы ум твой не расточился на изыскание слов. Одно слово мытаря умилостивило Бога, и одно изречение, исполненное веры, спасло разбойника. Многословие при молитве часто развлекает ум, и наполняем его мечтаниями, а единословие обыкновенно собирает его».
Об этом нам говорил и Спаситель (Мф. 6:7,8). Молиться не многословно, это не значит молится кратко, на бегу, как порою поступаем мы. Это значит внимательно, собранно обращаться к Богу в немногих словах, но по возможности постоянно, «непрестанно», как пишет ап. Павел (Фесс. 5:17). Но главное, не механически, как-бы совершая некий ритуал, а в «простоте и детской непосредственности».
 
11. «Если ты в каком-либо слове молитвы почувствуешь особенную сладость, или умиление, то остановись на нем; ибо тогда и Ангел хранитель наш молится с нами».
Этот совет часто давал другой замечательный учитель молитвы — свят. Феофан Затворник.
 
29. «Долго пребывая на молитве, и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше всего, прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?»
Мы живем в мире где все пронизано утилитаризмом и желанием комфорта. Молиться трудно, а если еще мы и не чувствуем, что от этого есть какая-то польза, то становится почти невозможно. И все это от того, что мы забываем кто мы, куда мы идем и что нам там пригодится. Ничего мы с собой не унесем в Вечность в те обители, которые нам приготовил Господь, кроме своей души и того к чему успели, смогли ее прислонить за то время, которое нам отпустил Бог здесь на земле. И потому те крохи, те немногие минуты, которые мы скрепя сердце отрываем для молитвы и есть самое драгоценное наше время.
 
И последнее.
 
40. «Приобретенное многими молитвами и годами бывает твердо и прочно».
Согласитесь, как это верно сказано. Это молодые могут об этом не догадываться, но мы то точно знаем — твердо и прочно в нашей жизни только то, что сделано было с молитвой, упованием на Бога и с Его помощью.

Публикация протоиерея Вячеслава Перевезенцева
от 11 апреля 2016 г. на www.facebook.com