Неделя перед Рождеством Христовым. Прот. Александра Меня

Проповедь в Неделю перед Рождеством Христовым
протоиерея Александра Меня
 
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Неделя пред Рождеством Христовым, святых отецМногие из вас, впервые откры­вая Евангелие от Матфея, наверное, смущались и удивлялись: для чего в нем дается этот перечень старинных странных имён, который мы сегодня читали? Зачем нужно перечисление четырнадцати родов, ещё четырнадцати родов и ещё четырнадцати? А дело в том, что евангелист хотел в этих кратких строках, в этом перечне имён напомнить нам всю историю Ветхого Завета, когда люди ждали Спасителя мира. И за каждым именем стоит история жизни: здесь и праведный Авраам, который ничего не жалел для Бога и пошёл за Господом; здесь и праведная Руфь, моавитянка, которая оставила отечество и приняла веру в Единого Бога; тут и грешники, и праведники, — все они были предками Господа Иисуса по плоти.
 
Но вы скажете: откуда же мы знаем, кто были эти люди? Трудно это всё понять. Почему нам сразу не говорится о том, что нужно для нашего сердца? А вот тут самое главное — трудное начало Евангелия, которое требует от всех нас некоторых усилий, обозначает всю духовную жизнь. Это не газета, которую прочитал и тут же оставил. Это — Слово Божие, и оно требует от нас сосредоточенности, работы ума, сердца! И тот, кто преодолеет, совершит труд, читая первые строки, — потом пойдёт дальше, и ему будет легче. А тот, кто скажет, открыв Святую Книгу: «Какие-то непонятные тут слова, дальше читать не буду», — тот так и останется без Слова Божия.
 
Значит, надо не просто читать, почитывать, полистывать, а сердцем и умом углубляться в Слово Божие. И вы увидите, что имена эти имеют значение, что эти строки о родословии Иисуса Христа говорят о Нём как о предсказанном Царе-Избавителе. Они говорят о том, что Господь стал сродником человека по плоти, что Он стал одним из нас, что у Него, так же как и у нас, есть деды и прадеды по плоти, что Он вошёл в род человеческий. В эту книгу родства можно было бы вписать всех людей, миллионы, миллиарды людей, — и все они стали бы сродниками нашего Спасителя по плоти. Он с нами породнился, воплотившись от Назаретской Девы, от Девы Марии.
 
Была в старину пословица: «До Бога высоко, до царя далеко». И так нам кажется всегда, когда мы говорим, что Господь где-то на небе, что Он далёк от человека, что наша молитва может быть не услышана. Как будто Господу Богу нужен слишком сильный звук или какая-то необыкновенная святость молящегося, чтобы Он внял нашей молитве. И вот, сегодняшнее Евангелие нам отвечает: нет, не тревожьтесь! Бог здесь! Он с нами! И священное тайное имя Христово — не только Иисус («Господь спасает») и Спаситель, но и Эммануил, что в переводе с древнееврейского языка значит «С нами Бог».
 
Это Святое имя Господа преображает и нашу жизнь. Когда мы с вами недоумеваем, как нам жить и как поступать, — вспомним, что с нами Бог, что Он поможет, если мы к Нему обратимся. Когда мы с вами устаём, изнемогаем под ношей житейского бремени, когда мы с вами страдаем, унываем, и нам кажется, что жизнь наша напрасна, усилия наши тщетны, — мы должны помнить, что с нами Бог. Это есть наша главная надежда, потому что мы не на человека уповаем, а на Бога, ставшего Человеком, на Господа, Который здесь, с нами, не далеко и высоко, а близко — потому что Господь Сам захотел приблизиться к нам.
 
Вот мы приближаемся к дням Рождества Христова! Мы уже поём песнопение: «Христос рождается»! Сегодня мы слышали евангельский рассказ о том, как Иосифу было предсказано в ночном видении, что его жена родит сына, Которому он должен дать имя Иисус, что значит «Спасение Господне», и этот Сын спасёт людей от их грехов. И это означает, что с нами Бог! Поэтому приближается радость! Все мы, согнутые под гнётом своих грехов, забот, печалей и болезней, должны сейчас распрямиться и смотреть вперёд, встречать Господа, как и поётся словами проповеди святителя Григория Богослова: «Христос рождается — идите Ему навстречу»! («Срящите» по-славянски значит «идите навстречу», «встречайте».) И мы идём к Нему навстречу — ведь Он родился не только тогда, Он родился для нас сейчас, потому что Он живёт среди нас! Кто откроет Ему своё сердце, тот будет с Ним обитать и тот познает, что значат слова «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся», — то есть «поймите, неверующие, и преклонитесь перед Ним», «яко с нами Бог!».

Аминь.
3 января 1988 г.

Источники:
  — azbyka.ru/propovedi/