«Ах, какой у нас Господь!»

«Ах, какой у нас Господь!»

Нет ничего удивительного в том, что если человек чем-то увлечен, то в этой области жизни или культуры у него будут особые, значимые, любимые для него моменты. Если он увлекается литературой или музыкой то, наверняка, есть любимые книги, страницы, песни, мелодии. У любителя путешествовать есть свои особо памятные и любимые места. И мне всегда интересно узнавать о таких моментах в жизни людей. Потому что поняв, что по настоящему любит человек, что ему памятно и дорого и почему это так, мы лучше узнаем друг друга. «Скажи мне, что ты любишь и я скажу тебе — кто ты». И еще, не раз я замечал, что когда кто-нибудь рассказывает о чем-то своем любимом, то, даже, если ты сам хорошо знаком с этой книгой или фильмом или не раз бывал в этом месте, то этот рассказ дает возможность увидеть что-то новое и зачастую более глубокое, чем тебе казалось до этого.
 
Очевидно, что когда мы говорим о такой огромной сфере нашей жизни, как вера, религия, то тут тоже у нас, людей верующих, есть свои особые, любимые моменты. Это могут быть строки Священного Писания, книги духовного содержания, любимые святые и т.д.. И, кстати, если человек затрудняется назвать, что ему особенно дорого в его духовной традиции и почему, то это тоже о многом говорит.
 
Понятно, что область эта придельно сокровенная, интимная и не обо всем здесь можно и должно говорить публично, памятуя, что среди тех, кто нас слышит могут оказаться те, перед кем Господь не благословлял метать бисер. Да и сам этот разговор придельно не простой и именно потому, что очень личный. И все же я думаю, он необходим.
 
Преподобный Силуан АфонскийВсе эти мысли пришли мне в голову сегодня 24 сентября, потому что сегодня память преп. Силуана Афонского, одного из моих любимых святых нашей Церкви. Так получилось, что его канонизация в ноябре 1987 г. совпала с моим приходом в Церковь, а книга его ученика архим. Софрония (Сахарова) «Старец Силуан», которая во многом способствовала этой канонизации, стала для меня одной из первых, через которую я узнавал Православие. Это вообще очень важно, что именно нам встречается в начале пути. Да, многое потом может измениться, и знаю такие примеры, но никогда не забуду очень тягостного впечатления от разговора с девушкой, которая пришла в Церковь после прочтения «Мытарств блаженной Феодоры». Даже прочитав потом Евангелие, она так и не смогла освободится от того испуга, который поселился в ее юной душе после прочтения этой брошюрки. Этот страх, страх не пройти мытарства, сделал ее очень послушной прихожанкой, ревностно соблюдающей всевозможные правила церковной жизни, особенно касающихся пищи и одежды, но надолго (надеюсь не навсегда) заслонил от нее не только Радостную Весть, которую принес нам Спаситель, но и Самого Спасителя.
 
Для того, чтобы встать на путь веры очень важно познать свои грехи и ужаснуться им, но не менее важно познать Господа и восхититься им. Вот как об этом говорит преп. Силуан: «Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов ее. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы, потому что Господь не только простит, но и радуется зело обращению грешника. Хотя пришла смерть, но ты крепко верь, что как только будешь просить, так и получишь прощение.
 
Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнает Его, то удивляется без конца и говорит: «Ах, какой у нас Господь!»
 
Дух Святый дал нашей Церкви познать, как велико Божие милосердие.
 
Господь нас любит, и кротко, без укора принимает нас, как не укорил отец евангельского блудного сына, но велел дать ему новую одежду, и на руку драгоценный перстень, и сапоги на ноги его, и велел заколоть тельца упитанного и веселиться, и ни в чем не обличил его…»

 
Потом, уже начав церковную жизнь, я с нескрываемым удивлением встречал мнения людей которые были убеждены, что подобные слова мог сказать только не православный или не совсем православный христианин, зараженный идеями экуменизма и либерализма. Но я эти слова встретил не в трудах русских религиозных мыслителей, которые тогда подробно изучал и даже не в беседах и проповедях митр. Антония Сурожского и прот. Александра Меня с которыми Господь сподобил меня быть лично знакомым, но в словах простого русского монаха-афонита.
 
Есть еще одна тема в учении преп. Силуана Афонского, которая вызывает у некоторых православных если не соблазн, то некоторое смущение. Я имею ввиду евангельскую заповедь о любви к врагам(Мф.5:43-48). Эта заповедь занимает совершенно особое место в учении Иисуса Христа, хотя бы потому, что именно в ее исполнении Господь видит то совершенство, которое может уподобить нас Небесному Отцу.
 
Заповедь эта настолько несовместима с духом мира сего, что не редко ее искажали, причем с разных сторон. Так великий русский писатель и ересиарх Лев Николаевич Толстой довел ее до абсурда, сделав из нее вывод, что Господь запрещает своим ученикам защищать не только себя, но и своих близких и свое отечество. Поставив в центр своего моралистического учения «кардинальное непротивление» в духе древних восточных традиций Толстой прошел мимо главного в Евангелии, заповеди о любви, а она по сути своей не о том, что нам делать не надо, а о том, делать необходимо. Толстой принципиально хотел развести учение Христа и человеческую цивилизацию, если она, цивилизация, не может быть устроена по законам Христа, как их понимал Толстой, то тогда лучше с ней не иметь ничего общего. Радикально, зато очень понятно, да-да, нет-нет, и не каких тебе полутонов.
 
С другой стороны многие христиане, исключительно из благих побуждений, пошли в другом направлении, а именно попытались христианство использовать для целей мира сего. Нет, я здесь не имею ввиду, профессиональных пропагандистов, что с них взять, у них работа такая. Но часто люди искренно верующие убеждены, что вера Христова должна стоять на страже интересов государства, так как они их понимают. А раз так, то и к врагам отечества надо относится соответственно, без интеллигентских соплей и толстовского мления. Лучше всего как учил Максим Горький: «Если враг не сдается, то его — уничтожают». Но брать в учителя буревестника революции православным как-то не к лицу. И потому они больше любят цитировать другие слова: «Люби своих врагов, ненавидь врагов Божиих и бей врагов отечества», которые приписывают свят. Филарету Московскому. И дело даже в том, что свят. Филарет говорил несколько иначе («гнушайтесь врагами Божьими»), согласитесь, что это совсем не одно и тоже. А в том, что призывать к ненависти, даже к врагам, есть прямое искажение слов Христа: «Вы слышали… ненавидь врага своего, а Я говорю вам: любите врагов ваших…»(Мф.5:43).
 Мощи святых из ризницы Свято-Пантелеимонова монастыря (Афон)
Когда я два года назад оказался на Афоне. Я, конечно же, очень хотел побывать в Свято-Пантелеимоновском монастыре, где некогда подвизался преп. Силуан и где находится его честная глава. Меня предупреждали, что попасть в ризницу монастыря не так просто. Вышло все очень хорошо и я не раз сподобился приложится к этой святыне русского монастыря на Афоне. Но вот, что меня по настоящему удивило и порадовало, так это то, что после воскресной литургии за трапезой, которая совершалась вместе с братией монастыря, я услышал слова преп. Силуана, которые так запали мне в душу еще в начале моего христианского пути. Это были слова о любви к врагам и как-то по особому они звучали в тот день под сводами трапезной древней обители.
 
«Многие святые мученики в страданиях познали Господа и помощь Его. Многие монахи несут большие подвиги и тяжелые труды ради Господа, и они познали Господа и борются, чтобы победить в себе страсти, и молятся за всю вселенную, и благодать Божия учит их любить врагов, потому что кто не любит врагов, тот не может познать Господа, Который умер на кресте за врагов, и дал нам образ в Себе, и дал нам заповедь любить врагов.
 
Господь есть любовь, и нам повелел любить друг друга и любить врагов, и Дух Святой учит нас этой любви.
 
Душа, которая не познала Духа Святого, не разумеет, как можно любить врагов, и не принимает этого; но Господу всех жалко, и кто хочет быть с Господом, тот должен любить врагов.
 
А кто ругает плохих людей, но не молится за них, тот никогда не познает благодати Божией.
 
Господь научил меня любить врагов. Без благодати Божией не можем мы любить врагов, но Дух Святой научает любви, и тогда будет жалко даже и бесов, что они отпали от добра, потеряли смирение и любовь к Богу.
 
Молю вас, испытайте. Кто вас оскорбляет, или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, то молитесь Господу, говоря: «Господи, все мы — создание Твое; пожалей рабов Твоих, и обрати их на покаяние», — и тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать. Сначала принудь сердце свое любить врагов, и Господь, видя доброе желание твое, поможет тебе во всем, и сам опыт покажет тебе. А кто помышляет злое о врагах, в том нет любви Божией, и не познал он Бога.
 
Если будешь молиться за врагов, то придет к тебе мир; а когда будешь любить врагов, то знай, что благодать Божия живет в тебе большая, но не говорю еще совершенная, но достаточная ко спасению. А если ты поносишь врагов своих, то это значит, что злой дух живет в тебе и приносит в сердце твое злые помыслы, ибо, как сказал Господь, от сердца исходят помышления злые или добрые.
 
Добрый человек думает: всякий, заблудившийся от истины, погибает, и потому его жалко. А ко не научен Духом Святым любви, тот, конечно, не будет молиться за врагов. Наученный любви от Духа Святого — всю жизнь скорбит о людях, которые не спасаются, и много слез проливает о народе, и благодать Божия дает ему силы любить врагов.
 
Если ты не имеешь любви, то хотя бы не поноси и не кляни их; и это уже лучше будет; а если кто клянет и ругает, в том ясно живет злой дух, и если не покается, то по смерти пойдет туда, где пребывают злые духи. Да избавит Господь всякую душу от такой беды.
 
Господь дал нам заповедь: «Любите врагов ваших»(Мф.5:44). Но как же их любить, когда они делают зло? Или как любить тех, кто гонит Церковь Святую?
 
Когда Господь шел в Иерусалим, и самаряне не приняли Его, то Иоанн Богослов и Иаков готовы были свести огонь с неба и истребить их за это; но Господь им милостиво сказал: «Я не пришел погубить, а спасти»(Лк.9:54-56). Так и мы должны иметь одну мысль: чтобы все спаслись. Душа жалеет врагов и молится за них, что они заблудились от истины и идут во ад. Это есть любовь к врагам. Когда Иуда задумал предать Господа, то Господь милостиво вразумлял его; так и мы милостиво должны поступать с теми, кто заблуждается, и тогда спасемся милосердием Божиим».
 
Конечно же в учении преп. Силуана много говорится и о смирении, и о бесстрастии, и о молитве, и о покаянии, и о любви к Богу и ближнему. Но мне сегодня захотелось обратить внимание именно на то, что больше всего запало именно мне в душу.
 
Есть еще почти мистический момент в моих отношениях с преп. Силуаном. Как я уже сказал он был первым кто встретил меня в Церкви Христовой, кого я сумел полюбить. Но к порогу этой Церкви меня, как и многих моих современников, подвел Ф.М. Достоевский. Можно почти поручиться, что прп. Силуан не читал «Братьев Карамазовых», однако мотив вселенской и преоб­ражающей силы, которую несет в себе любовь Христова, находит себе почти совпадающее выражение в записях Старца и в речах юноши Маркела, брата будущего старца Зосимы. «Умиляясь и радуясь и весь трепеща любовью», так говорил Маркел: Мощи преподобного Силуана Афонского «Жизнь есть рай, и все мы в раю, да не хотим знать того, а если бы захотели узнать, завтра же и стал бы на всем свете рай». Старец же пишет: «Если бы люди познали Господа <…> то ЗА ОДИН ЧАС изменилось бы лицо всего мира, и у всех была бы великая радость и любовь». Вообще, эта тема «милующего сердца», любви ко всей твари, хвалы красоте мира Божия, которая была так важна для Достоевского и которая восходит к преп. Исааку Сирину, занимает особое место и в учении преп. Силуана. И для меня эта идея «преображения мира и жизни» Светом, просвещающим всякого человека, очень близка.
 
Честная глава преподобного Силуана Афонского сейчас находится в России и многие смогут прикоснуться к этой святыне. Но я убежден, что не менее важно прикоснуться к его слову, к его духу и хоть чему-то постараться научиться. И для этого не надо никуда ехать. Надо просто раскрыть его книгу, не затворяя при этом своего сердца.

Преподобный отче Силуане моли Бога о нас!

Публикация о. Вячеслава Перевезенцева
от 25 сентября 2016 года на www.facebook.com