Свят.Филипп Московский, о.Павел Флоренский и о.Александр Мень

Сегодня (22 января 2016 года) в день памяти свят. Филиппа Московского день рождение о. Павла Флоренского и о. Александра Меня.

о. Александр Мень Святитель Филипп, митрополит Московский о. Павел Флоренский

Апостол Павел пишет: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13.7). Для меня и о.Павел и о. Александр были и остаются такими наставниками. Влияние о. Павла, не только его книг, не много я тогда (да, и сейчас тоже) в них понимал, а именно его личности. Человека, которому, казалось открыты все тайны мира, не было такой области жизни, которая ему была бы не интересна, где бы он не пытался уловить главное. А главное для него был Бог, Христос и Его Церковь, так, по крайней мере, я это чувствовал.
 
Я уже не раз говорил, что именно слова из книги о. Павла «Столп и утверждение Истины», которую мне в середине 80-х дал почитать С.С. Хоружий, были последней каплей, подтолкнувшей меня к Церкви.
 
Вот эти строчки:

«…жизнь церковная усвояется и постигается лишь жизненно, — не в отвлечении, не рассудочно. Если уж надо применять к ней какие-нибудь понятия, то ближе всего сюда подойдут понятия не юридические и не археологические, а биологические и эстетические. — Что́ такое церковность? — Это — новая жизнь, жизнь в Духе. Каков же критерий правильности этой жизни? — Красота. Да, есть особая красота духовная, и она, неуловимая для логических формул, есть в то же время единственный верный путь к определению, что православно и что нет. Знатоки этой красоты — старцы духовные, мастера «художества из художеств», как святые отцы называют аскетику. Старцы духовные, так сказать, «набили руку» в распознавании доброкачественности духовной жизни. Вкус православный, православное обличье чувствуется, но оно не подлежит арифметическому учету; православие показуется, но не доказуется. Вот почему для всякого, желающего понять православие, есть только один способ, — прямой опыт православный. Рассказывают, что плавать теперь заграницею учатся на приборах, — лежа на полу; точно также можно стать католиком или протестантом по книгам, нисколько не соприкасаясь с жизнью, — в кабинете своем. Но, чтобы стать православным, надо окунуться разом в самую стихию православия, зажить православно, — и нет иного пути.»

Таким знатоком красоты православия и главное носителем этой красоты для меня стал о. Александр, который и помог мне окунуться в стихию православия и зажить православно. Помог в этой стихии не утратить главного — Христа, Распятого и Воскресшего и Прибывающего с нами до скончания века.

«…Он не сказал: «Я оставляю вам письменное завещание», но сказал: «Я остаюсь с вами во все дни до скончания века». Вот то, что мы сейчас читаем в Евангелии: «Я остаюсь…». И это есть возможность для каждого из нас, это есть основа христианского опыта. Понимаете, существует опыт просто неопределенной мистики, есть опыт всех религий, в каждой есть своя ценность, все это прекрасно; все руки, простертые к небу, — это чудесные руки, достойные человеческого звания, потому что это руки существа — образа и подобия Божия, которое тянется к своему Первообразу. Но Христос есть рука, протянутая вниз, как на древних иконах иногда изображается: сверху протянута нам рука. И на этом строится все, найти подлинную встречу с Богом можно только во Христе. Вот где тайна Иисусовой молитвы. Потому что все медитации древности, которые были связаны с повторением каких-то текстов, мантр и т. д., использовавшие особенности человеческой психики, сверх-обычные явления, — здесь они подчинены имени Иисуса, чтобы никогда эта молитва не превращалась в беспредметное созерцание, в нечто абстрактное, в нечто безликое, а чтобы всегда в центре нашего внутреннего предстояния Богу стоял Господь Иисус. Если бы этого не было, то вся христианская мистика растворилась бы и перестала отличаться от любой другой мистики — мистики дзэн-буддизма и т.п. Именно поэтому Христос в Писании говорит: «Я есть Альфа и Омега — начало и конец». Если вы хотите найти что-то настоящее в своем христианстве, то ищите только через Христа Воскресшего». (Из беседы «Встреча с Христом Воскресшим».)

Протоиерей Вячеслав Перевезенцев,
настоятель Свято-Никольского храма села Макарово.

Источник:
 — Страничка протоиерея Вячеслава Перевезенцева на www.facebook.com